Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 04 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи: Волкова А.Е.,
судей: Начарова Д.В., Романовой И.Е.,
при секретаре Кривошеевой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. к Департаменту жилищной политике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, открытому акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры", Департаменту имущественных отношений администрации Сургутского района о признании незаконными действий по истребованию документов,
по апелляционной жалобе В. на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2012 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Начарова Д.В., объяснения представителя ответчика Департамента жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Л., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
В. обратилась в суд с требованиями к Департаменту жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконными действия по не включению ее в реестр ветеранов и инвалидов, вставших на учет до 2005 года по улучшению жилищных условий и истребованию ее документов на состав членов семьи при обращении ее матери В.Г. с заявлениями по постановке на учет, проживающей совместно с заявительницей, мотивировав требования тем, что стала совершеннолетней и не ведет совместное хозяйство с матерью, поэтому не должна считаться членом ее семьи и предоставлять на нее какие-либо документы при реализации своих прав по действующим программам, желает решать жилищный вопрос отдельно от матери.
В дальнейшем требования уточнены, вопрос по включению ее в реестр ветеранов и инвалидов, вставших на учет до 2005 года по улучшению жилищных условий, исключен из иска, соответчиками по делу привлечены ОАО "Ипотечное агентство Югры", Департамент имущественных отношений администрации Сургутского района.
Дело рассмотрено в отсутствие истца и Департамента имущественных отношений администрации Сургутского района в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца, третье лицо В.Г. поддержала требования.
Представители ответчиков Л. и К. возражали против удовлетворения заявленных требований, так как перечень документов, прилагаемых к заявлению по каждой программе, установлен соответствующим нормативным актом и не предоставление тех или иных документов не позволяет принять решение по участию в программе и выплате соответствующей субсидии или компенсации. При этом в принудительном порядке документы не требовались, а истцу разъяснялся лишь на порядок предоставления документов, не предоставление которых не позволит решить вопрос об ее участии в той или иной программе.
Судом постановлено решение, которое в апелляционной жалобе истец просит отменить, указывая на нарушение норм материального права. Проанализировав материалы дела, нельзя прийти к выводу о не выявлении фактов принудительного истребования документов. Ссылается на то, что по достижению совершеннолетия, с матерью проживает не как семья, а как близкие родственники, с матерью не желает проживать совместно, поэтому участвует в федеральной жилищной программе как инвалид, где указано, что необходимо предоставлять сведения на всех совершеннолетних членов семьи совместно проживающих и претендующих на данную поддержку, в связи с чем, предоставлять на мать какие-либо документы не должна, так как она не является участником программы. У каждой из них есть право на получение справки о непригодности жилого дома, в котором они проживают, они нуждаются в улучшении жилищных условий. Судом неправильно применена статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, неверно указана статья 47 Семейного кодекса Российской Федерации. Статья 61 Семейного кодекса Российской Федерации запрещает кому-либо считать совершеннолетнего ребенка по принуждению членом семьи своих родителей. Предоставление ее документов можно требовать только от нее. На участие в программе проверяется право на данную поддержку заявителя и нуждаемость его в улучшении жилищных условий, а не его родственников, которые на поддержку не претендуют. Помощь с федерального бюджета выделяются только на инвалида, на членов семьи не распространяется. Требование персональных данных у родственников, считающимися отдельными семьями, нарушают права собственников персональных данных.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, В. предоставила заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие, остальные не явившиеся лица о причинах неявки не сообщили, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и как следует из материалов дела, В. и В.Г. проживают в квартире по адресу (адрес обезличен) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В связи с решением жилищных вопросов каждая их них обращались в Департамент жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в ОАО "Ипотечной агентство Югры" и в Департамент имущественных отношений администрации Сургутского района.
Истец считает незаконным истребование у нее персональных данных матери, а также у матери ее данных, поскольку членами одной семьи не являются, желают участвовать в программах по улучшению жилья индивидуально.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 327-п от 10 октября 2006 года в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", статьей 7.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность.
В соответствии с пунктом 1.1 постановления Правительства ХМАО-Югры от 10 октября 2006 года N 237-п настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета на приобретение жилых помещений в собственность на территории автономного округа категориям граждан, установленным статьями 14, 16, 21 Федерального закона "О ветеранах" (за исключением инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны), а также статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - граждане).
В соответствии с пунктом 2.6 Положения Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района в адрес Департамента жилищной политики автономного округа были предоставлены дополнения в части включения в Единый список по автономному округу В.
Приказом Департамента жилищной политики автономного округа от (дата обезличена) (номер обезличен) - о в соответствии с пунктом 2.7 Положения в установленный десятидневный срок истец была включена в Единый список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 3.4 Положения предусмотрено, что Уполномоченные органы местного самоуправления направляют гражданам согласно установленной очередности письменное извещение о возможности получения субсидии в текущем году, ее размере, с указанием перечня предоставляемых документов, в том числе: г) справку с места жительства о составе семьи и регистрации; д) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи; е) справки органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, представляемые каждым членом семьи гражданина (выписки из Единого Государственного Реестра Прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах, в том числе прекращенных); ж) страховое свидетельство Государственного Пенсионного Страхования Российской Федерации гражданина - получателя мер социальной поддержки;
Согласно пункту 3.9 Положения отказ в предоставлении субсидии допускается в случаях, когда: 1) не представлены все необходимые документы для получения жилищной субсидии, указанные в пункте 3.4 настоящего Положения; 2) не представлены документы, которые подтверждают право отнесения гражданина к соответствующей категории; 3) представлены документы, которые не подтверждают признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, из Положения следует о том, что установленный перечень документов является обязательным и необходим для принятия решения о предоставлении субсидии, и в связи с не предоставлением всех необходимых документов для разрешения данного вопроса, может быть отказано в предоставлении субсидии.
В связи с указанным, извещение о постановке на учет и необходимости предоставить документы, в том числе относительно лиц, проживающих совместно с лицом, поставленным на учет, о предоставлении справки о составе семьи и иных документов с персональными данными матери, с предоставлением которых не согласна истец для решения вопроса о предоставлении субсидии, является законным и соответствует пункту 3.4 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий. Соответственно требование истца о признании незаконным требования о предоставлении документов, указанных в извещении (номер обезличен) от (дата обезличена), является необоснованным.
(дата обезличена) в Департамент жилищной политики обратилась В.Г. - мать истца с заявлением о признании участником подпрограммы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" целевой программы автономного округа "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года".
Заявителю В.Г. сообщено на несоблюдение требований Порядка, утвержденного постановлением N 108, разъяснен порядок предоставления заявления и соответствующих документов.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2011 года N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 -2013 годы и на период до 2015 года" утвержден прилагаемый порядок реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 данного Порядка участие в целевой программе является добровольным.
Согласно пункту 5 статьи 3 Порядка для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи.
В статье 6 Порядка указан перечень необходимых для участия в той или иной программе документов, прилагаемых к заявлению. Уполномоченный орган, уполномоченная организация принимает решение об отказе в признании заявителя участником целевой программы (подпрограммы) в случаях не предоставления документов, указанных в пунктах 3, 5.
Как правильно указано судом первой инстанции, вопрос истребования документов с целью предоставления их в уполномоченный орган и содержащихся персональные данные, должен решаться между В. и В.Г. по обоюдному согласию, осознавая последствия не предоставления документов для каждой, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Правил участник целевой программы (подпрограммы) обязан соблюдать требования и выполнять обязательства, установленные целевой программой и настоящим Порядком.
Предоставление той или иной социальной поддержки реализовываются при соблюдении установленных правил, с целью соблюдения прав иных лиц, претендующих на получение данных мер, установления равенства и во избежание злоупотреблений.
При этом, доводы жалобы о наличии близких родственных отношений не является основанием для не предоставления соответствующих сведений в целях участия в программах по улучшению жилищных условий и не препятствует каждому из членов семьи улучшать свои жилищные условия.
Согласно пункту 5 статьи 4 Порядка обработка персональных данных заявителя, в том числе на запрос документов, предусмотренных настоящим Порядком, осуществляется с его согласия, данного в его заявлении на участие в программе (подпрограмме).
Из указанного следует, что решение данного вопроса не входит в компетенцию ответчиков, как верно указано в решении суда первой инстанции, так как участие в программах добровольное и предоставление документов лицами, претендующими на получение мер социальной поддержки, в том случае если это не включено в обязанности уполномоченного органа, возлагается на заявителя.
Таким образом, от В. и В.Г. для участия в программах по улучшению жилищных условий требуется предоставление спорных документов.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являющихся предметом судебного исследования, с последующей правильной оценкой.
На основании изложенного решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу (ФИО обезличено)19 - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Волков
Судьи Д.В. Начаров
И.Е. Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.