Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи: И. М. Оспичева,
судей: А. А. Ковалёва, И. В. Максименко,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. об оспаривании решения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июня 2012 г., которым постановлено:
признать отказ Департамента социального развития ХМАО - Югры от 16 апреля 2012 года в присвоении И. звания "Ветеран труда" незаконным.
Обязать Департамент социального развития ХМАО - Югры учесть знак "Победитель социалистического соревнования 1977 года", как ведомственный знак отличия в труде и признать за И. право на получение звания "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи И. М. Оспичева, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
И. обратилась в суд с указанным выше заявлением, мотивируя его тем, что в период трудовой деятельности 28 марта 1978 г. она награждена почетным знаком "Победитель социалистического соревнования 1977 года". Однако ответчиком отказано в присвоении ей звания "Ветеран труда". Отказ является незаконным, поскольку награждение указанным выше почетным знаком проводилось от имени Министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза совместным решением администрации и профсоюзного комитета, то есть указанный знак является ведомственным знаком отличия в труде.
Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры И. считала заявление не подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено указанное выше решение, которое в апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на нарушение норм права. Судом не принято во внимание, что в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации. Ссылка суда на то, что законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" является несостоятельной, поскольку Постановление Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. N 103-п, не исключает лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, а определяет перечень ведомственных знаков.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, решением комиссии Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по присвоению звания "Ветеран труда" от 16 апреля 2012 г. (протокол N 9) истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что знак "Победитель социалистического соревнования 1977 года" не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 г. N 103-п.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ветеранах" ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 г. N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
Под установленным частью 2 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах", перечень которых является исчерпывающим.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В связи с чем, субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, к ранее установленным, основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Из содержащейся в материалах дела копии удостоверения к знаку "Победитель социалистического соревнования 1977 г." усматривается, что он был выдан истцу от имени Министерства и ЦК профсоюза (л.д. 14).
Согласно пункту 2 Положения о едином общесоюзном знаке "Победитель социалистического соревнования" 1977 г. и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 08 апреля 1977 г., награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) и ЦК профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств.
Исходя из приведенного Положения, награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) в вышеуказанный период было предоставлено администрации предприятия и профсоюзному комитету предприятия.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец в установленном законом порядке награждена ведомственным знаком отличия в труде, каковым является нагрудный знак "Победитель социалистического соревнования 1977 года".
Трудовой стаж истца составляет более 30 лет, что подтверждается трудовой книжкой, в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственным знаком отличия в труде, относится к категории граждан, являющихся ветераном труда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.