Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Марчук Е.Г.
судей коллегии Мосиявич С.И. и Долматова М.В.,
при секретаре Ганжуровой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Колесникова Д.В. на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июля 2012 года, которым постановлено:
Признать за Воронович Н.Г. право на получение социальной выплаты (государственного жилищного сертификата) в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на состав семьи два человека, включая супругу Воронович Е.А..
Признать решение от 13 марта 2012 года окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" целевой программы "Жилище" в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным.
Обязать устранить допущенные нарушения, предоставить социальную выплату с даты подачи заявления Воронович Н.Г..
Заслушав доклад судьи Долматова М.В., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Истцы Воронович Н.Г., Воронович Е.А. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования г.Ноябрьск и Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании за ним права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на состав семьи 2 человека, без сдачи жилого помещения и признании решения окружной комиссии от 13 марта 2012 года в части отказа Воронович Н.Г. выдачи государственного жилищного сертификата на состав семьи из 2 человек без передачи занимаемого жилого помещения, незаконным.
В обоснование иска указано, что Воронович Н.Г. является "данные изъяты". Решением общественной жилищной комиссии при администрации г. Ноябрьска от 22 апреля 2010 года он включен в состав участников подпрограммы на 2011 год составом семьи 2 человека.
Решением Ноябрьского городского суда от 05 января 2011 года за истцом Воронович Н.Г. признано право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на состав семьи 2 человека, без сдачи жилого помещения.
13 марта 2012 года решением окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" целевой программы "Жилище" Воронович Н.Г. отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата в связи с тем, что размер социальной выплаты меньше стоимости ранее проданного (подаренного) жилого помещения. Указанное решение противоречит решению суда и основано на неверном толковании ответчиком норм законодательства о жилищных субсидиях.
В судебном заседании истцы Воронович Н.Г., Воронович Е.А. на требованиях иска настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Ноябрьского городского департамента по имуществу администрации муниципального образования г. Ноябрьск Иванов Д.О. в письменных возражениях на иск, требования истцов не признал, пояснив, что департамент не наделен правом признавать за гражданами право на жилищные субсидии, следовательно является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Чепурнов В.Н., в письменных возражениях иск не признал, указав, что вопрос о признании за Воронович Н.Г. права на жилищную субсидию не подлежит рассмотрению, поскольку по данному вопросу есть вступившее в законную силу решение суда. Требование истцов о признании незаконным решения окружной комиссии удовлетворению не подлежит, поскольку решение основано на законе и разъяснениях Министерства регионального развития. Истцы дважды произвели отчуждение принадлежащих им квартир, размер социальной выплаты значительно меньше стоимости отчужденного истцами жилья, поэтому в выдаче государственного жилищного сертификата истцам отказано правомерно
Судом принято решение, резолютивная часть которого указана выше.
С решением не согласен представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Колесников Д.В. в апелляционной жалобе просил решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в иске, ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе указано, что вывод суда о том, что отчуждение жилья истцами до момента обращения за предоставлением жилищной субсидии не даёт оснований для уменьшения социальной выплаты, является неверным и не основанным на законе. Полагает, что суд вышел за пределы своих полномочий, признав незаконным решение, затрагивающее интересы третьих лиц, фактически признал незаконным условия выдачи жилищного сертификата, предусмотренные Правилами и Федеральным законом N 125.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы Воронович Н.Г. и Воронович Е.А. указали на необоснованность доводов апелляционной жалобы и просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Право Воронович Н.Г. на получение социальной выплаты (государственного жилищного сертификата) ответчиком не оспаривается и предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не является.
Представитель ответчика выразил несогласие с решением суда в части признания окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам незаконным.
Из материалов дела следует, что Воронович Н.Г. является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2012 год, составом семьи 2 человека, и претендует на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами ЯНАО.
Истцы проживают в жилом помещении по адресу: "адрес". Указанное жилое помещение является собственностью их дочери ФИО на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решением Ноябрьского городского суда ЯНАО от 05 октября 2011 года за Воронович Н.Г. признано право на получение социальной выплаты (государственного жилищного сертификата) в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2012 год, составом семьи 2 человека без сдачи занимаемого жилого помещения. Решение вступило в законную силу.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию.
В соответствии с ч. 5 статьи 5 настоящего Федерального закона, пунктом 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153) применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг (супруга), их дети, родители, а также усыновленные и усыновители данного гражданина.
Истец обратился с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы 19 апреля 2010 года, при этом был ознакомлен с условиями участия в данной подпрограмме.
22 апреля 2010 года по итогам заседания общественной комиссии при администрации г. Ноябрьска вопрос о включении Воронович Н.Г. в состав участников подпрограммы на 2011 год решился положительно.
Жилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, либо предоставленного на условиях договора найма, Воронович Н.Г. и его супруга не имеют.
ДД.ММ.ГГГГ по договору купли продажи жилого помещения Вороновичем Н.Г. было произведено отчуждение квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Жилое помещение продано за "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ истец Воронович Н.Г. по договору дарения передал жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" своей дочери, ФИО Согласно договора дарения, жилое помещение было оценено в "данные изъяты", его инвентарная стоимость составила "данные изъяты".
Истцы продолжают проживать в указанном жилом помещении.
Дочь истцов ФИО, являющаяся собственником жилого помещения, в котором в настоящее время проживают истцы, своего волеизъявления на участие в подпрограмме в установленной форме не выразила, переселяться из районов Крайнего Севера не намерена. Указанное обстоятельство не освобождает истца от исполнения требований, установленных законодательством, для получения жилищного сертификата.
Размер социальной выплаты, на состав из двух человек составил "данные изъяты", что меньше, чем стоимость отчужденных жилых помещений.
Решением от 13 марта 2012 года окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" целевой программы "Жилище" в выдаче государственного жилищного сертификата отказано, по тем основаниям, что размер социальной выплаты меньше, чем стоимость отчужденных жилых помещений.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции основывал свои выводы на обстоятельствах отсутствия у истцов в собственности жилых помещений на момент подачи заявления для предоставления жилищного сертификата, а следовательно о наличии у них права на получение данной социальной выплаты без учета стоимости ранее отчужденного недвижимого имущества, поскольку отчуждение произошло ранее обращения за предоставлением данных выплат. С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном толковании закона.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" данный Федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.
В частности, установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Требование о предоставлении такой выплаты, как жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на строительство или приобретение жилья и определяя условия его возникновения, вправе, как это следует из статей 37 (часть 3), 40 и 71 (пункты "в", "е" и "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и различные условия предоставления субсидий, в частности порядок уменьшения размера жилищных субсидий в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам.
Таким образом, порядок исчисления размера государственного жилищного сертификата, предлежащего выплате истцам, установлен положениями статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с учётом стоимости отчужденного имущества, поскольку иной порядок в данном случае действующим законодательством не предусмотрен.
При этом, Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не ограничено время отчуждения имущества, в том, числе наличие у участников программы сделок по отчуждению жилых помещений до участия в программе.
При таких обстоятельствах, при принятии решения о выдачи государственного жилищного сертификата, должен учитываться стоимость жилых помещений, которые были отчуждены участниками программы.
Поскольку, стоимость отчужденного недвижимого имущества больше размера социальной выплаты, то решение от 13 марта 2012 года окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" целевой программы "Жилище" об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата является правомерным.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с вынесением нового решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июля 2012 года отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Воронович Н.Г., Воронович Е.А. к администрации муниципального образования г.Ноябрьск и Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании за ними права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на состав семьи 2 человека, без сдачи жилого помещения и признании решения окружной комиссии от 13 марта 2012 года в части отказа Воронович Н.Г. выдачи государственного жилищного сертификата на состав семьи из 2 человек без передачи занимаемого жилого помещения, незаконным, - отказать.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подписи/
Копия верна:
Судья М.В. Долматов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.