Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Раднаевой Т.Н.,
cудей Эрхетуевой О.М., Усольцевой Л.А.,
при секретаре Очировой Д.Р.,
судебном рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Будаевой О.Ч. к Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия о признании незаконным исключение семьи из подпрограммы, возложении обязанности совершить действия, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истицы Будаевой О.Ч.
на Решение Октябрьского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 15.06.2012 года,
которым постановлено: исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Усольцевой Л.А., выслушав истца Будаеву О.Ч., представителя ответчика по доверенности от "..." г. Смирнову В.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, истица Будаева О.Ч. просила признать незаконным исключение ответчиком ее семьи из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", возложить на ответчика обязанность совершить действия по восстановлению в очереди с даты первоначальной постановки с составом семьи в "..." человек, взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере "..." рублей и расходы по делу в размере "..." рублей. Иск был мотивирован тем, что на момент включения ее семьи в указанную подпрограмму все требования законодательства были ей соблюдены, обстоятельство ежегодной корректировки списков участников не может влиять на права истца и являться основанием исключения её из списка участников подпрограммы, так как, не достигнута цель данной подпрограммы по предоставлению государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, нарушаются жилищные права ее несовершеннолетних детей.
На заседании районного суда истица иск поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить. Представитель ответчика по доверенности Смирнова В.М. иск не признала, показав, что нормами действующего законодательства РФ и Республики Бурятия, регламентирующими предоставление семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; Положением о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденное постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.06.2011 г. N 306 установлен порядок ежегодного до 01 сентября формирования списка участников указанной подпрограммы, которые желают получить социальную выплату в планируемом году и соответствующих установленным требованиям, в частности, предельному возрасту для участия в программе; в "..." г. семья истицы была законно снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку молодых семей; просила отказать в иске. Представитель третьего лица отсутствовал, направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором не признал иск.
Районный суд постановил вышеуказанное решение об оставлении без удовлетворения исковых требований.
Истица, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой приводит доводы о незаконности постановленного судом решения.
На заседании суда апелляционной инстанции истица поддержала доводы жалобы, просила ее удовлетворить. Представитель ответчика по доверенности Смирнова В.М. возражала против удовлетворения жалобы. Отсутствовал представитель третьего лица, просил в письменном отзыве рассмотреть дело в его отсутствие, отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела по доводам жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда по следующим мотивам.
Районный суд, рассмотрев настоящее гражданское дело по доводам искового заявления в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, исследовал доказательства в судебном заседании и, оценив их с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, обоснованно отказал истице в удовлетворении исковых требований.
Из материалов дела видно, что Распоряжением Руководителя администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия N "..." от "..." г. Н. с составом семьи "..." человек включен в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" под N "...". Распоряжением Руководителя администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия N "..." от "..." г. Н. с составом семьи из "..." человек ( в том числе с истицей Будаевой "..." и тремя несовершеннолетними детьми) снят с учета молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, ввиду превышения Будаевой О.Ч. возраста в 35 лет. Истица оспаривала указанные действия ответчика по снятию ее семьи с льготной очереди по одному основанию - необоснованному применению к ней возрастного ценза. Районный суд, отказывая в иске, исходил из того, что действующее федеральное законодательство и законодательство Республики Бурятия исключают возможность дальнейшего участия семьи в подпрограмме "Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы при достижении одним из родителей возраста 36 лет. Данный вывод является правильным, основанным на нормах действующего законодательства.
Согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", орган местного самоуправления формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. После чего и с учетом определения размера субсидии, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункты 20 - 22).
Из указанных норм следует, что списки молодых семей уже в качестве претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных средств. Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, которая отвечает следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, или иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В соответствии с пунктом 18 указанных Правил несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Аналогичные основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы в части превышения 35-летнего возраста были предусмотрены и ранее действовавшими Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285.
На основании вышеизложенного, не основанными на законе являются доводы жалобы истицы о том, что молодая семья должна соответствовать требованиям для признания ее участницей подпрограммы лишь на момент первоначального принятия решения о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище". Поскольку, законодательство РФ и РБ предусматривает порядок ежегодного формирования списка участников подпрограммы на получение социальной выплаты в планируемом году, ответчик обоснованно принял решение об исключении из льготного списка на участие в подпрограмме семьи истицы, так как, данная семья перестала отвечать предусмотренным условиям, что возраст участников подпрограммы в планируемом году не превышает 35 лет.
Доводы жалобы о наличии иной судебной практики являются безосновательными. Согласно ст. 61 ГК РФ не имеют преюдициального значения решения по делам, в которых участвовали иные лица.
Не могут быть признаны обоснованными доводы жалобы о наличии в законодательстве Пермского края РФ нормы о недопустимости исключения из льготной очереди молодых семей при достижении одним из супругов возраста 36 лет. Указанное законодательство не может быть распространено на правоотношения сторон по настоящему делу, так как, указанные в законодательстве Пермского края дополнительные меры социальной поддержки установлены в отношении граждан, проживающих только в данном субъекте РФ. Это вытекает из смысла статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающей, что органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Законодательство Республики Бурятия, регулирующее спорные правоотношения сторон, не предусматривает какой-либо другой возрастной ценз участников подпрограммы, отличный от установленного федеральным законодательством, и не предусматривает дополнительных мер социальной поддержки семьям, возраст родителей в которых превысил 35 лет.
Также являются несостоятельными иные доводы апелляционной жалобы, поскольку, они направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Отсутствуют предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены решения суда, удовлетворения апелляционной жалобы истицы.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 15.06.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Будаевой О.Ч. без удовлетворения.
Председательствующий судья Т.Н.Раднаева
Судьи коллегии О.М.Эрхетуева
Л.А.Усольцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.