Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего Тубденовой Ж.В., судей коллегии Гончиковой И.Ч. и Казанцевой Т.Б.,
при секретаре Очировой Д.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГП "Селенгинское", Администрации МО "Кабанский район" об организации сбора и вывоза мусора и отходов с несанкционированных свалок, организации утилизации и переработки бытовых отходов
по апелляционным жалобам Администрации МО "Кабанский район", Администрации МО ГП "Селенгинское" Кабанского района РБ на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 10 июля 2012 года, которым постановлено:
Иск прокурора Кабанского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать Администрацию МО ГП "Селенгинское" в срок до 01.10.2012 г. организовать сбор и вывоз мусора и отходов, расположенных на несанкционированных свалках на территории лесного фонда в границах поселения Селенгинское участковое лесничество: "..."
Обязать Администрацию МО "Кабанский район" организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, расположенных на указанных свалках Селенгинского участкового лесничества: "...".
Заслушав доклад председательствующего, ознакомившись с апелляционными жалобами, выслушав представителей ответчиков: Администрации МО ГП "Селенгинское" Толчиначину Г.С., Администрации МО "Кабанский район" Божеева Р.С., представителя третьего лица ГУ "РАЛХ" Орлова В.М., прокурора Налетову М.М.., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Кабанского района Республики Бурятия просил обязать Администрацию МО ГП "Селенгинское" организовать сбор и вывоз отходов, расположенных на несанкционированных свалках на территории лесного фонда в границах поселения "Селенгинское участковое лесничество": "..."., обязать Администрацию МО "Кабанский район" организовать утилизацию и переработку отходов, расположенных на указанных свалках.
Требование мотивировано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения возложена на муниципальные образования, а утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов - на муниципальный район. Проведенной проверкой установлено, что на территории МО ГП "Селенгинское" в лесном массиве не организован процесс сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, образовавшихся в результате жизнедеятельности населения поселения. Администрацией МО "Кабанский район" не организована утилизация и переработка мусора и бытовых, промышленных отходов. Бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, несанкционированные свалки создают угрозу причинения ущерба лесному фонду в случае их возгорания.
В суде первой инстанции прокурор Самбарова Ю.В. иск уточнила, просила обязать ответчиков устранить выявленные нарушения в срок до 01.10.2012 года.
Представитель ответчика Администрации МО "Кабанский район" Кокорин И.В. возражал против удовлетворения иска, указывая на отсутствие у Администрации возможности по самостоятельной утилизации и переработке мусора.
Представитель третьего лица ГУ "Республиканское агентство лесного хозяйства" Орлова И.В. полагала иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Администрации МО ГП "Селенгинское", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания.
Районным судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО ГП "Селенгинское" Кабанского района РБ Толчиначина Г.С. указывает на незаконность решения суда, не содержащего конкретных правовых норм, в соответствии с которыми на Администрацию возложена обязанность по сбору и вывозу мусора с территории лесного массива. Судом первой инстанции указанная обязанность возложена без определения землепользователя лесного массива, на котором расположены несанкционированные свалки. Полагает, что в соответствии с ч.1 ст.13 ЗК РФ организация утилизации и переработки бытовых отходов и мусора должна осуществляться собственником лесного фонда.
Представитель Администрации МО ГП "Селенгинское" Кокорин И.В. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает незаконным возложение на поселение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории лесного массива. Указывает, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.83, ст.23 Лесного кодекса РФ, п.2 ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ данная обязанность подлежит возложению на ГУ "Республиканское агентство лесного хозяйства".
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Самбарова Ю.В. просит оставить решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции представители ответчиков: Администрации МО ГП "Селенгинское" Толчиначина Г.С., Администрации МО "Кабанский район" Божеев Р.С. доводы апелляционных жалоб поддержали.
Прокурор Налетова М.М., представитель третьего лица ГУ "РАЛХ" Орлов В.М. возражали против удовлетворения жалоб.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив доводы жалоб, выслушав лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены решения суда.
Вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения иска соответствует установленным обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, и сделан с правильным применением норм материального права.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом.
В соответствии с картой-схемой, имеющейся в материалах дела, несанкционированные свалки расположены в лесном массиве на территории Селенгинского участкового лесничества Кабанского лесничества.
Согласно п.п. 18 п.1 ст.14, п.п. 14 п.1 ст.15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. П.п.4 п.1 ст.11 указанного Федерального закона установлено, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Ч.1 ст.56 установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В суде первой инстанции ответчиком Администрацией МО "Кабанский район" не доказано, что обязанность по уборке лесов от мусора, бытовых отходов, образовавшихся в результате жизнедеятельности населения, их утилизации и переработке лежит на ГУ "РАЛХ". Данное обстоятельство не доказано представителями ответчиков и в суде апелляционной инстанции. Ссылка представителей ответчиков на п.2 ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ несостоятельна. Указанной нормой права предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель. В соответствии с п.1 ст.54 Лесного кодекса РФ защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.
Согласно п.п. 1, 2 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Обоснован довод представителя третьего лица ГУ "РАЛХ" о том, что Положением о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденном Постановлением Правительства РБ от 25.01.2007 г. N13, не предусмотрена обязанность ГУ "РАЛХ" по уборке лесов от мусора, бытовых отходов, образовавшихся в результате жизнедеятельности населения, их утилизации и переработке.
Поскольку судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта,суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 10 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Администрации МО "Кабанский район", Администрации МО ГП "Селенгинское" - без удовлетворения.
Председательствующий: Ж.В. Тубденова
Судьи: И.Ч. Гончикова
Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.