Постановление Верховного суда Республики Тыва от 31 августа 2012 г.
(Извлечение)
Исполняющий обязанности председателя Верховного Суда Республики Тыва Салчак А.А., рассмотрев поданную в порядке надзора жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Хаджиева Ф.А. на решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 21 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Ховалыга В.Т.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Кызылского городского суда от 14 мая 2012 года по делу об административном правонарушении N ** Ховалыг В.Т. привлечен к административной ответственности по ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере ** рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 21 июня 2012 года данное постановление судьи Кызылского городского суда отменено, производство по делу прекращено.
Тывинское УФАС России не согласившись с решением судьи, подало жалобу, в которой просит его отменить, указывая на то, что Тывинским УФАС России доказано, что бездействие Мэрии в виде непроведения конкурса по выбору специализированной организации и возложении с связи с этим функций специализированной службы на одного из хозяйствующих субъектов, при условии функционирования на этом товарном рынке других хозяйствующих субъектов, влияет на конкуренцию. В связи с допущенными нарушениями антимонопольного законодательства Мэрии г. Кызыла выдано предписание прекратить нарушение антимонопольного законодательства и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции по вопросам похоронного дела г. Кызыла. Однако информация об исполнении предписания в установленный срок не поступила, что влечёт за собой административную ответственность.
Изучив доводы жалобы и материалы истребованного дела об административном правонарушении в отношении Ховалыга В.Т., оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Частью 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за невыполнение в установленный срок предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.
Статьей 23 Закона "О защите конкуренции" установлено, что антимонопольный орган выдает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностным лицам, обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Полномочия по выдаче обязательных для исполнения органами местного самоуправления предписаний в случае выявлений нарушений антимонопольного законодательства также установлены в п. 4.5.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26 января 2011 года N 30.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона "О защите конкуренции" предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона "О защите конкуренции", под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.
В силу ч. 2 ст. 51 Закона "О защите конкуренции" неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.
Как следует из материалов дела, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Ш. обратился в Тывинское УФАС России с заявлением об ограничении Мэрией конкуренции на рынке ритуальных услуг.
По данному факту антимонопольным органом было возбуждено дело N, в ходе рассмотрения которого было установлено, что согласно пункту 1.3 Правил организации ритуальных услуг, содержания и работы муниципальных кладбищ г. Кызыла, утвержденных постановлением и.о. Мэра г. Кызыла от 19.05.2010 N1357, специализированной службой по вопросам похоронного дела является хозяйствующий субъект, определяемый по договору с Мэрией г. Кызыла, заключенному на основе проведенного конкурса. На период до проведения конкурса специализированная служба по вопросам похоронного дела была определена постановлением Мэра г. Кызыла от 21.05.2010 N 1391 "О мероприятиях по исполнению постановления Мэра г. Кызыла от 19.05.2010 N1357" - муниципальное унитарное предприятие **.
Решением Тывинского УФАС России от 10.08.2011 по делу N Мэрия г. Кызыла признана нарушившей требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части бездействия по организации проведения конкурса по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела г. Кызыла, которое приводит к ограничению конкуренции.
Предписанием от 10.08.2011 по делу N Тывинское УФАС России предписало Мэрии г. Кызыла прекратить нарушение антимонопольного законодательства, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции по вопросам похоронного дела г. Кызыла, об исполнении которого обязана сообщить в срок до 10.09.2011 года.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 25 Закона "О погребении и похоронном деле").
Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов (пункты 1, 2 статьи 29 Закона "О погребении и похоронном деле").
Согласно частям 1, 2 статьи 20 Закона Республики Тыва от 16.08.2000 N 543 "О погребении и похоронном деле в Республике Тыва" специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных действующим гражданским законодательством организационно-правовых формах. Доля участия муниципального образования в уставном капитале этих хозяйствующих субъектов не должна быть менее 50 процентов для любых хозяйственных обществ, кроме открытых акционерных обществ. В уставном капитале открытых акционерных обществ доля муниципального образования не должны быть менее 15 процентов. Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела хозяйствующие субъекты получают на условиях конкурса. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органом местного самоуправления с учетом особенностей и социальной значимости данной отрасли.
Постановлением Мэра города Кызыла от 21.05.2010 N 1391 "О мероприятиях по исполнению постановления Мэра г. Кызыла от 19.05.2010 N 1357 об утверждении Правил организации ритуальных услуг, содержания и работы муниципальных кладбищ г. Кызыла" определено на период до проведения конкурса специализированной службой по вопросам похоронного дела в г. Кызыле определить муниципальное унитарное предприятие **.
Суд первой инстанции привлекая Ховалыга В.Т. к административной ответственности, исходил из того, что мэр города Кызыла не исполнил в полном объеме предписание Тывинского УФАС России от 10.08.2011 г. по делу N в части обязывающей совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции по вопросам похоронного дела города Кызыла в срок до 10 сентября 2011 года.
Судья Верховного Суда Республики Тыва, отменяя указанное постановление указал, что суд первой инстанции, при принятии решения не принял во внимание, что ст. 20 Закона Республики Тыва от 16.08.2000 г. N 543 "О погребении и похоронном деле в Республике Тыва", пункт 1.3 постановления мэрии г.Кызыла от 19.05.2010 N 1357 "Об утверждении правил организации ритуальных услуг, содержания и работы муниципальных кладбищ г.Кызыла" в части получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на условиях конкурса, не соответствуют Федеральному закону "О погребении и похоронном деле". В связи с чем создание Мэрией г. Кызыла специализированной службы по вопросам похоронного дела без проведения конкурса, предусмотренного законом, прав иных хозяйствующих субъектов не нарушает.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 N 8-ФЗ прямо предусмотрено, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно пункту 4 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Закон "О погребении и похоронном деле" не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.
Согласно статье 1 Закона "О погребении и похоронном деле", погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона "О погребении и похоронном деле" погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Статьями 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
Органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе обязывать (понуждать) приобретать услуги, в том числе входящие в предусмотренный Законом о погребении и похоронном деле гарантированный перечень услуг по погребению, поскольку такое понуждение прямо противоречит гражданскому законодательству.
При таких обстоятельствах, полагаю, что решение судьи Верховного Суда Республики Тыва о том, что ст. 20 Закона Республики Тыва от 16.08.2000 г. N 543 "О погребении и похоронном деле в Республике Тыва", пункт 1.3 постановления мэрии г.Кызыла от 19.05.2010 N 1357 "Об утверждении правил организации ритуальных услуг, содержания и работы муниципальных кладбищ г.Кызыла" в части получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на условиях конкурса, не согласуется с требованиями пункта 2 статьи 25 Закона о погребении.
При таких обстоятельствах действия Мэрии г. Кызыла по определению специализированной службы по вопросам похоронного дела в г. Кызыле МУП ** не ограничивают конкуренцию на рынке оказания услуг по погребению и не ущемляют интересов хозяйствующих субъектов, не препятствуют оказанию названных услуг юридическими лицами, не обладающими статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, и не затрагивают интересов иных хозяйствующих субъектов. Таким образом, действия Мэрии г. Кызыла не повлекли и не создали угрозы наступления последствий, указанных в части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, совершены в рамках полномочий по организации похоронного дела, предусмотренной Законом "О погребении и похоронном деле".
По указанным мотивам судья Верховного Суда Республики Тыва обосновано пришел к выводу об отсутствии в действиях Ховалыга В.Т. состава административного правонарушения и прекратил производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Ссылки на постановления арбитражных судов несостоятельны, поскольку они преюдициального значения по данному делу не имеют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 21 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Ховалыга В.Т. оставить без изменения, а жалобу представителя - без удовлетворения.
И.о. председателя
Верховного Суда Республики Тыва А.А. Салчак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.