Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ходусовой И.В.
судей краевого суда Изюмовой Е.А., Антипенко А.А.
при секретаре Гайгул И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 29 августа 2012 года гражданское дело по иску Скареднева А.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Чите Забайкальского края (межрайонному) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе представителя ответчика Зверевой О.А.
на решение Центрального районного суда г.Читы от 29 сентября 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Скареднева А.Н. удовлетворить.
Включить Скаредневу А.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.5 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы с 18 марта 1969 года по 17 июля 1969 года и с 13 февраля 1970 года по 18 марта 1971 года в должности монтера пути в Чернышевск-Забайкальской дистанции службы пути Забайкальской железной дороги, как работу по позиции "монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов" Списка профессий локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РФ", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 272 от 24.04.1992 года.
Включить Скаредневу А.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы с 01 ноября 1986 года по 15 февраля 1993 года (за исключением 9 дней в июле 1992 года и 10 дней в августе 1992 года), с 07 сентября 1994 года по 31 октября 1994 года в должности машиниста кочегара Чернышевск-Забайкальской дистанции гражданских сооружений Забайкальской железной дороги, как работу по позиции 23200000-13786 "машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе, занятые на удалении золы" раздела XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 работ, профессий, должностей специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10
Признать за Скаредневым А.Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с абз.2 п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 31 января 2010 года с учетом правового смысла Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить Скаредневу А.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 31 января 2010 года.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Изюмовой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скареднев А.Н. обратился в суд вышеназванным иском, мотивируя следующим. 29 января 2010 года он обратился в УПФ РФ в г. Чите Забайкальского края за досрочным назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со Списком N 2 на основании ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", однако в назначении указанного вида пенсии ему было отказано в связи с недостаточностью специального стажа на соответствующих видах работ. Истец, не согласившись с таким отказом, просил суд включить периоды работы с 01 ноября 1986 года по 15 февраля 1993 года, с 19 мая 1993 года по 02 июня 1993 года и с 07 сентября 1994 года по 31 октября 1994 года в должности машиниста-кочегара Чернышевск-Забайкальской дистанции гражданских сооружений Забайкальской железной дороги в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента подачи заявления в УПФР - с 29 января 2010 года (л.д.3-4).
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточнял. Отказавшись от требований о включении в специальный стаж периода его работы кочегаром в ООО СП "Дружба" с 01.02.2006 года по 11.08.2006 года, просил включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды его работы с 18 марта 1969 года по 17 июля 1969 года и с 13 февраля 1970 года по 18 марта 1971 года в должности монтера пути в Чернышевск-Забайкальской дистанции службы пути Забайкальской железной дороги и в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с 01 ноября 1986 года по 15 февраля 1993 года (за исключением 9 дней в июле 1992 года и 10 дней в августе 1992 года) и с 07 сентября 1994 года по 31 октября 1994 года в должности машиниста-кочегара Чернышевск-Забайкальской дистанции гражданских сооружений Забайкальской железной дороги, суммировать периоды работы в должности монтера пути с 18 марта 1969 года по 17 июля 1969 года и с 13 февраля 1970 года по 18 марта 1971 года и периоды работы в должности машиниста-кочегара работы с 01 ноября 1986 года по 15 февраля 1993 года (за исключением 9 дней в июле 1992 года и 10 дней в августе 1992 года), с 07 сентября 1994 года по 31 октября 1994 года с применением Постановления Конституционного суда Российской Федерации N 2-П от 29.01.2004 г. для назначения пенсии по абз.2 пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с абз.2 пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить ему указанного вида пенсию с 31 января 2010 года (л.д.24-27, 222, 223).
Определением суда от 29 сентября 2011 года принят отказ истца от части требований и в связи с этим производство по делу частично прекращено (л.д.228).
По ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено ОАО "РЖД" в лице филиала ЗабЖД Могочинское отделение Чернышевск-Забайкальской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения (л.д.56).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Чите Забайкальского края (межрайонному) по доверенности Зверева О.А., выражает несогласие с решением суда в части включения в специальный стаж периода работы истца с 18 марта по 17 июля 1969 года, с 13 февраля 1970 по 18 марта 1971 года в должности монтера пути Чернышевск-Забайкальской дистанции пути ЗабЖД, и признании за Скаредневым А.Н. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с абз. 2 пп. 2 п.1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" с 31 января 2010 года, обязании ПФР назначить указанного вида пенсии истцу с 31 января 2010 года по следующим основаниям. Считает, что отказ ответчика в назначении досрочной пенсии является правомерным, так как на момент обращения Скареднева А.Н. в пенсионный орган специальный стаж составил 11 месяцев 1 день, что недостаточно для удовлетворения его заявления. Кроме того, считает неправильным вывод суда о применении правил суммирования периодов работы, в связи с тем, что истцом не предоставлены документы, подтверждающие льготный характер работы истца в должности монтера пути Чернышевск-Забайкальской дистанции пути. По ее мнению, решение суда незаконно и необоснованно, потому просит в указанной части решение отменить, в удовлетворении исковых требований в этой части отказать.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца по доверенности Дряева Л.В. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Чите Забайкальского края (межрайонному) по доверенности Синегузову Т.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Скареднева А.Н., его представителя по доверенности Дряеву Л.В., считавших решение суда правильным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из протокола заместителя начальника Управления Пенсионного фонда РФ государственного учреждения) в городе Чите Забайкальского края (межрайонного) N 1215 от 13.05.2010г. Скаредневу А.Н. 31.01.1953 года рождения, отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Основанием для отказа явилось отсутствие специального трудового стажа. В указанный стаж пенсионным органом, наряду с другими периодами, не зачтены периоды работы Скареднева А.Н. в должности монтера пути в Чернышевск- Забайкальской 7-ой дистанции пути с 18.03.1969 г. по 17.07.1969г., с 13.02.1970 г. по 18.03.1971 г., в связи с тем, что наименование должности не соответствует позиции "монтеры пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов" Списка профессий локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
На день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости по подсчетам пенсионного органа страховой стаж истца составил 34 года 7 месяцев 5 дней, специального стажа 11 месяцев 1 день.
В соответствии с пп.5 п.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
В соответствии со Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных" пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992г. N 272 монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов пользуются правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Указанным пунктом названного закона было установлено, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет шести месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей).
Разрешая спор, суд правильно применил материальный закон, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о включении в специальный трудовой стаж Скареднева А.Н. периодов его работы в должности монтера пути, т.к. в ходе судебного разбирательства было установлено, что в эти периоды истец был занят на участке магистральной железной дороги, который является участком пути интенсивным движением поездов (более 50 пар в сутки) и выполнял работы по монтажу, демонтажу и ремонту конструкции верхнего строения пути.
Указанный вывод суда мотивирован, основан на совокупности исследованных доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, соответствует установленным по делу обстоятельствам и оснований для его признания необоснованным не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, работа истца в должности монтера пути не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с отсутствием документального подтверждения льготного характера работы истца в спорные периоды подлежит отклонению судебной коллегией как бездоказательные.
В обоснование своих доводов представитель ответчика сосалась на сведения Могочинского отделения Забайкальского отделения филиала ОАО "РЖД" Забайкальской железной дороги о том, что в период с 1969 -1971 г.г. Чернышевск- Забайкальской дистанции пути не осуществляла работы по ремонту, текущему содержанию магистральных участков железных дорог, должности монтеров пути штатным расписанием не были предусмотрены.
Вместе с тем, таких сведений в отношении Чернышевск -Забайкальской дистанции пути, в материалах дела не имеется.
В апелляционной жалобе представитель ответчика не оспаривая решение суда в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы истца с 01 ноября 1986 года по 15 февраля 1993 года (за исключением 9 дней в июле 1992 года и 10 дней в августе 1992 года), с 07 сентября 1994 года по 31 октября 1994 года в должности машиниста кочегара Чернышевск-Забайкальской дистанции гражданских сооружений Забайкальской железной дороги, как работу по позиции 23200000-13786 "машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе, занятые на удалении золы" раздела XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 работ, профессий, должностей специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, сослалась на то, что суммирование работ с тяжелыми условиями труда с работами, предусмотренными п.п. 5 п 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" произведено судом в нарушение норм закона с уменьшением возраста истца.
Указанный довод жалобы судебная коллегия находит несостоятельным по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период работы истца в должности машиниста кочегара действовал Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. д ст. 12 указанного закона пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы и имеют общий трудовой стаж, указанный в ст. 10 Закона;
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" суммирование работ с различными особыми условиями труда трудовая деятельность с особыми условиями труда суммируется в следующем порядке: к работе, перечисленной в пункте "б" (тяжелые условия труда согласно Списку N 2), - работа, указанная в пунктах "д", "е", "ж" и "и".
С учетом включенных судом периодов работ истца он имеет работы как по Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, так и по Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, причем по Списку N 2 истец имеет наибольший период работы - 6 лет 4 месяца и 20 дней (всего по обоим Спискам путем сложения истец имеет стаж на соответствующих работах 7 лет 9 месяцев 26 дней).
Как ранее действующим пенсионным законодательством, так и действующим в настоящее время Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет назначается пенсия досрочно.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действовавшего на момент приобретения права, сохраняется за указанной категорией лиц.
Таким образом, поскольку истец проработал на работах с тяжелыми условиями труда, то он действительно приобрел право на назначение ему пенсии с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона, при этом судебная коллегия считает, что уменьшение возраста должно исчисляться из общего периода работы истца - 7 лет 9 месяцев и 26 дней, поскольку это предусмотрено ст. 13 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
С учетом изложенного, истец действительно имеет право на назначение ему пенсии с 57 лет, в связи с чем суд верно указал, что требование о назначении пенсии досрочно с 31 января 2010 года, то есть с достижением Скаредневым А.Н. возраста 57 лет, обоснованно.
Таким образом, нормы материального права судом первой инстанции применены правильно, решение принято с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Читы от 29 сентября 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зверевой О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Ходусова И.В.
Судьи Изюмова Е.А.
Антипенко А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.