Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 27 марта 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.
судей краевого суда Ходюкова Д.С., Смолякова П.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 27 марта 2012 года гражданское дело по иску Могочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о признании бездействия незаконным и понуждению к действию
по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности Копьёвой А.В.
на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 21 декабря 2011 года, которым постановлено исковые требования Могочинского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги", обеспечить доступ граждан инвалидов и иных граждан относящихся к маломобильным группам населения к инфраструктурам здания железнодорожного вокзала Чернышевск-Забайкальский, путем оборудования специальным устройством иным способом.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" оборудовать здание железнодорожного вокзала Чернышевск-Забайкальский переносной рампой для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" оборудовать здание железнодорожного вокзала Чернышевск-Забайкальский медицинский пункт, комнату матери и ребенка.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" оборудовать здание железнодорожного вокзала Чернышевск-Забайкальский устройством для очистки обуви имеющим приямок и обогрев в зимний период года.
Заслушав доклад судьи краевого суда Ходюкова Д.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В ходе прокурорской проверки установлено, что вокзал ст. Чернышевск-Забайкальск не оборудован в полном объеме специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами, отсутствуют грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске, а также переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, в здании вокзала отсутствует медицинский пункт, комната матери и ребенка, перед входом в здание вокзала отсутствует устройство для очистки обуви, в связи, с чем прокурор обратился в суд с иском для устранения указанных недостатков.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с вынесенным решением, просит его отменить, ссылаясь на следующее. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 3181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" условия для групп маломобильных граждан предусмотрены только при строительстве новых или реконструкции старых объектов транспортной инфраструктуры. Железнодорожный вокзал ст. Чернышевск-Забайкальск введен в эксплуатацию 1937 году, следовательно, нормативные акты о защите прав маломобильных граждан не применимы.
Также не применимы "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте" введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12, так как распространяются лишь на здания, вводимые после 2003 года или реконструкции здания, к которым здание вокзала ст. Чернышевск-Забайкальск не относится.
Постановлением Правительства от 29.11.2005 N 832 утверждена Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" согласно которой, реализация программы осуществляется за счёт средств федерального бюджета, и бюджета субъектов РФ, следовательно, только на ОАО "РЖД" не могут быть возложены обязанности выполнить требования указанные в решении суда.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика ОАО "РЖД" не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав возражения прокурора Выскубовой С.А. относительно доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Правильно применив к спорным правоотношениям вышеприведенные нормы закона, суд правомерно обязал ответчика обеспечить доступ граждан инвалидов к инфраструктурам здания вокзала.
Изложенные в решении суждения суда подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
Довод апелляционной жалобы о том, что статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 3181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" относится только к вновь создаваемым объектам, надуман и не может быть принят во внимание, так как данные требования применимы, в том числе к действующим объектам, а доказательств того, что здание вокзала станции Чернышевск-Забайкальск невозможно приспособить для нужд инвалидов, ответчиком не представлено.
Аналогичная позиция у коллегии и в отношении действий "Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте" введенных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 данные правила в соответствии с пунктом 1.1. распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок, в которую входит, в том числе здание вокзала ст. Чернышевск-Забайкальск и силу пункта 2.1. являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок.
Также необоснованна ссылка ответчика на Федеральную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" утвержденная Постановлением Правительства от 29.12.2005 N 832, так как целями программы являются создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни, а не финансирование Акционерного Общества по модернизации здания вокзала находящегося в его собственности.
На основании изложенного, решение суда отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 21 декабря 2011 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна судья Д.С. Ходюков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.