Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,
при секретаре Банзаракцаевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верхозина А.А. к администрации г. Иркутска о признании незаконным бездействия по рассмотрению заявления о предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанность предоставить земельный участок в собственность,
по апелляционной жалобе истца Верхозина А.А. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Верхозин А.А. в обоснование исковых требований указал, что в его собственности находится ...-этажный жилой дом, общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: .....
"Дата обезличена" он обратился к мэру г. Иркутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося под жилым домом и дворовыми постройками.
В ответе от "Дата обезличена" в приеме документов для утверждения схемы расположения земельного участка ему отказано.
Считает, что администрация г. Иркутска не ответила по существу его обращения в сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Со ссылкой на ст. 36 ЗК РФ истец просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Иркутск по рассмотрению его заявления о предоставлении в собственность земельного участка; обязать администрацию муниципального образования г. Иркутск предоставить в собственность Верхозина А.А. в порядке приватизации земельный участок с кадастровым номером "Номер обезличен", расположенный по адресу: .... площадью ... кв.м. для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными постройками.
В судебное заседание истец Верхозин А.А. не явился, просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истца Чикашев А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель администрации г. Иркутска Иванова Д.Б. заявленные требования не признала.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 05.07.2012 исковые требования Верхозина А.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Верхозин А.А. просит решение суда отменить, указав, что судом первой инстанции, при рассмотрении искового заявления не был применен ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", сфера применения которого регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения органами местного самоуправления и должностными лицами обращения гражданина. Вместо этого закона суд сослался на Решение Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 "Порядок прохождения документов при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения", не приняв во внимание, что указанный нормативный акт является локальным и действует только в пределах муниципального образования, а действия органов местного самоуправления должны соответствовать федеральным законам.
Кроме того, судом первой инстанции, неправильно определено, что ответ администрации г. Иркутск от "Дата обезличена" "Номер обезличен" является обстоятельством, значимым для дела.
Выводы суда относительно того, что заявление Верхозина А. А., поданное им в администрацию г. Иркутска, рассмотрено и ему дан мотивированный ответ не соответствуют материалам дела.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика администрации г. Иркутска Галашин С.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителя истца Верхозина А.А. - Чикашева А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений.
Решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 утвержден Порядок прохождения документов при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения (далее - Порядок).
В соответствии с п.2 Порядка, утвержденного решением Думы г. Иркутска N 004-20-611060/9 от 21.05.2009 года, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, обращаются в Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска с заявлением на имя мэра г. Иркутска о предоставлении земельного участка на соответствующем праве с указанием цели использования участка, размера, местонахождения, с приложением, в том числе кадастрового паспорта земельного участка либо кадастровой выписки о земельном участке, в случае, если заявление о приобретении прав на данный участок подано с целью переоформления на него прав.
В соответствии с п. 5.2 Порядка Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска в течение месяца с момента регистрации рассматривает представленные заявителем (заявителями) документы, проверяет основания предоставления земельного участка на соответствующем праве, обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления администрации города Иркутска или проекта распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска о предоставлении земельного участка или готовит мотивированный отказ и направляет его заявителю(ям).
Согласно п. 8 названного Порядка, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заявитель(ли) подает(ют) в комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера и местоположения и приложением документов, предусмотренных п. 2 настоящего Порядка.
Пункт 16 Порядка устанавливает, что в случае, если представлен неполный пакет документов, предусмотренный п. 2 настоящего Порядка, и (или) с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, в том числе не являющееся на момент обращения собственником здания, строения, сооружения, либо с заявлением обратились не все собственники здания (помещений в нем), комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска в недельный срок с момента регистрации заявления письменно уведомляет об этом заявителя(ей).
Разрешая требования Верхозина А.А., суд установил, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от "Дата обезличена" Верхозин А.А. является собственником ...-этажного (подземных этажей - ...) жилого дома, расположенного по адресу: ...., общей площадью ... кв.м., инв. "Номер обезличен".
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от "Дата обезличена" частично удовлетворены исковые требования Верхозина А.А. к администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольные постройки. Признано право собственности Верхрозина А.А. на самовольные постройки по адресу: ...., состоящее из двухэтажного кирпичного здания с подвалом общей площадью ... кв.м., в том числе жилой площадью ... кв.м., гаража площадью ... кв.м. В удовлетворении требований Верхозина А.А. о признании права собственности на самовольную постройку по адресу: ...., состоящую из нежилого помещения площадью ... кв.м. отказано. Встречные исковые требования администрации г. Иркутска к Верхозину А.А. о сносе самовольных построек удовлетворены частично. Суд обязал Верхозина А.А. снести самовольно возведенную постройку по адресу: ...., состоящую из нежилого помещения площадью ... кв.м..
"Дата обезличена" истец обратился к мэру г. Иркутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка находящегося под жилым домом и дворовыми постройками, приложив следующие документы: копию паспорта личности, копию выписки из ЕГРП, копию кадастрового паспорта земельного участка, копию договора аренды земельного участка от "Дата обезличена".
В ответе администрации г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" заявителю Верхозину А.А. было сообщено, что предоставить в собственность испрашиваемый им земельный участок в настоящее время не представляется возможным, поскольку граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Верхозину А.А. разъяснено на необходимость обратиться в Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку с заявлением об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка с приложением документов, предусмотренных Порядком прохождения документов при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 и осуществить его постановку на государственный кадастровый учет.
"Дата обезличена" письмом администрации г. Иркутска "Номер обезличен" Верхозину А.А. отказано в приеме документов для утверждения схемы расположения земельного участка. Отказ мотивирован тем, что на основании постановления мэра г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ...., под существующий индивидуальный жилой дом с истцом был заключен договор аренды земельного участка от "Дата обезличена" "Номер обезличен". Согласно кадастровой выписке о земельном участке от "Дата обезличена" граница земельного участка по .... не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В связи с чем, уточнение границ земельного участка может быть произведено с учетом десяти процентов площади, сведений о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости и его площадь не может составлять более ... кв.м. Кроме того, в результате обследования земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, выявлено нахождение на нем индивидуального жилого дома (лит. ...), принадлежащего Верхозину А.А. на праве собственности в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права "Номер обезличен", выданным "Дата обезличена" и объекта капитального строительства - нежилого помещения, являющегося объектом самовольного строительства. На основании решения Кировского районного суда г. Иркутска от "Дата обезличена", вступившего в законную силу "Дата обезличена", Верхозин А.А. обязан снести за собственный счет самовольно возведенную постройку, состоящую из нежилого помещения площадью ... кв.м., до настоящего времени данное решение не исполнено.
Разрешая заявленные Верхозиным А.А. требования о признании бездействия администрации г.. Иркутска незаконным и возложении на ответчика обязанности по предоставлению в собственность истца земельного участка, суд первой инстанции, с учетом требований главы 25 ГПК РФ, положений приведенного Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков, пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик не допустил бездействия при рассмотрении заявления Верхозина А.А. о предоставлении ему в собственность земельного участка, а несогласие истца с ответом администрации г. Иркутска "Дата обезличена" "Номер обезличен", не свидетельствует о допущении ответчиком незаконного бездействия по рассмотрению заявления истца. В связи с отсутствием доказательств бездействия ответчика, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для восстановления нарушенного права истца и возложения на администрацию г. Иркутска обязанности по предоставлению в собственность истца испрашиваемый им земельный участок. При этом вопрос о праве Верхозина А.А. на земельный участок, находящийся под объектом недвижимости, которым он владеет на праве собственности, в заявленном им размере ... кв.м., не являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции. Судом рассмотрены заявленные требования Верхозина А.А. о признании незаконным бездействия администрации г. Иркутска, и не установлено такого бездействия.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждены материалами дела. С ними соглашается судебная коллегия.
Доводы апелляционной жалобы истца о необоснованном применении судом при разрешении спора Порядка прохождения документов при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения, утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 и необходимости применения в данном случае ФЗ N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", несостоятельны, поскольку указанный нормативно-правовой акт, утвержденный Решением Думы г. Иркутска, является специальным нормативно-правовым актом и регулирует отношения по предоставлению земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории г. Иркутска.
Доводы жалобы о том, что ответ Верхозину А.А. на его обращение, поданное им на имя Мэра г. Иркутска, подписано неуполномоченным лицом, необоснован, поскольку как установлено судом Письмо от "Дата обезличена" было подписано заместителем мэра - председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска А.А. Третьяковым. Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска является структурным подразделением администрации г. Иркутска, осуществляющим полномочия в области земельных отношений.
Не может повлечь отмену решения суда и довод жалобы о том, что при принятии решения судом необоснованно как обстоятельство, имеющие значение для дела, определен ответ администрации г. Иркутска от "Дата обезличена", поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены и установлены правильно.
Апелляционная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые могут повлечь отмену решения суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Верхозина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю.Орлова
Судьи А.Л. Малиновская
М.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.