Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Амосова С.С.,
судей Губаревич И.И. и Рудковской И.А.,
при секретаре Макаровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Томилова М.Ю. на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 10 июля 2012 года по гражданскому делу по иску Томилова М.Ю. к министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области о признании незаконным решения от "дата обезличена",
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований Томилов М.Ю. указал, что "дата обезличена" он был уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, выслуга в календарном исчислении составила "данные изъяты". Состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с "дата обезличена".
"дата обезличена" он обратился в министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Приказом министерства "номер обезличен" от "дата обезличена" ему отказано в обеспечении жилым помещением в форме предоставления единовременной денежной выплаты с тем обоснованием, что он не представил обязательство об освобождении и сдаче жилого помещения.
Приказ противоречит пункту 2.1. (введен Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ) статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так как на момент увольнения с военной службы он проживал в квартире, которую сдал КЭЧ. Нотариально заверенную справку о сдаче жилого помещения он представил в министерство вместе с заявлением. Справка гарантирует предоставление ему государством взамен сданной жилой площади другого жилого помещения по избранному месту жительства.
Томилов М.Ю. просил признать незаконным и отменить приказ министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области "номер обезличен" от "дата обезличена", возложить на ответчика обязанность по восстановлению нарушенного права путем принятия решения по заявлению о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Кроме того, просил восстановить срок обращения в суд с заявлением об оспаривании приказа, ссылаясь на то, что срок был пропущен по уважительным причинам, связанным с рассмотрением прокуратурой его заявлений о защите нарушенного права.
Ответчик иск не признал, также заявил о пропуске истцом срока обращения в суд.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 10 июля 2012 года исковые требования Томилова М.Ю. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Томилов М.Ю. просил отменить решение суда и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд не дал оценки тому обстоятельству, что ранее им была сдана в КЭЧ квартира, в которой он со своей семьей проживал по месту прохождения службы, о чем имеется справка. Указывает, что государство должно исполнить свою обязанность по предоставлению ему жилья, гарантированного федеральным законом.
Относительно апелляционной жалобы поступили возражения министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Амосова С.С., выслушав объяснения Томилова М.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области по доверенности Белоуса М.А. о согласии с решением суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, судебная коллегия не установила оснований к изменению либо отмене решения суда в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что Томилов М.Ю. уволен с действительной военной службы по ограниченному состоянию здоровья, его выслуга составила более 20 лет. На основании распоряжения "номер обезличен" от "дата обезличена" Томилов М.Ю. с семьей из "данные изъяты" человек был поставлен в очередь нуждающихся в жилом помещении.
Истец со своей семьей постоянно проживает на условиях договора социального найма в жилом помещении по адресу: "адрес обезличен". В указанной квартире вместе с ним зарегистрированы: "данные изъяты"
"дата обезличена" Томилов М.Ю. обратился в министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктом 3 приказа министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области "номер обезличен" от "дата обезличена" "Об обеспечении жилыми помещениями" Томилову М.Ю. отказано в обеспечении жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с неполным предоставлением документов, указанных в части 2 статьи 3 и части 3 статьи 4 Закона Иркутской области N57-оз.
Разрешая заявленные требования, Куйбышевский районный суд г. Иркутска пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ вынесен уполномоченным органом, и соответствует закону, поскольку истец обязательство об освобождении и сдаче занимаемого им и его семьей жилого помещения, либо доказательств расторжения договора социального найма не представил.
Суд также сделал вывод, что оспариваемый приказ не создает препятствия в реализации истцом своих прав, так как при соблюдении всех необходимых требований и представлении полного пакета документов он не лишен возможности получить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
Помимо этого, суд исходил из того, что Томилов М.Ю. без уважительных причин пропустил установленный частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании приказа министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области "номер обезличен" от "дата обезличена".
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда соглашается с выводом суда первой инстанции об оставлении исковых требований без удовлетворения, так как этот вывод основан на законе, соответствует установленным по делу обстоятельствам, является правильным.
С доводами апелляционной жалобы судебная коллегия не соглашается по следующим мотивам.
В соответствии с пунктом 2.1. статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Соответствующие полномочия по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации согласно статье 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ предусмотрено, что порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение приведенных норм федерального законодательства принят Закон Иркутской области от 13 июля 2011 года N 57-оз "О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области".
Согласно части 5 статьи 3 Закона Иркутской области от 13 июля 2011 года N 57-оз решение о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо об отказе в его предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней со дня обращения гражданина или его представителя.
Уполномоченным органом является министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
Содержащимися в части 1 статьи 4 и пункте 10 части 2 статьи 3 Закона Иркутской области от 13 июля 2011 года N 57-оз нормативными положениями предусматривается, что для предоставления единовременной денежной выплаты необходимо обязательство об освобождении и сдаче жилого помещения, используемого по договору социального найма (договору найма), органу, предоставившему им это жилое помещение, или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность по форме, установленной уполномоченным органом (в случае, если гражданин проживает на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, и (или) жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности). При этом каждая страница обязательства подписывается должностным лицом уполномоченного органа и гражданином.
Такое обязательство истцом, использующим жилое помещение по договору социального найма, не было представлено в уполномоченный орган.
Указанные нормы, закрепленные в законодательстве и примененные судом в данном деле, являются специальными, регулируют отношения, возникающие из факта предоставления бывшим военнослужащим единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Из этих норм следует, что условием для получения такой выплаты является обязательство об освобождении и сдаче жилого помещения, используемого по договору социального найма (договору найма), органу, предоставившему им это жилое помещение. Соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации определены федеральным законодателем согласно статье 26.1. Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для отказа истцу в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по пункту 2 части 6 статьи 3 Закона Иркутской области от 13 июля 2011 года N 57-оз, согласно которому основанием для такого отказа является непредставление документов.
Таким образом, доводы жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отмены либо изменения судебного постановления в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 10 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Томилова М.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
С.С. Амосов
Судьи:
И.И. Губаревич
И.А. Рудковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.