Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Кравченко Е.Г. и Астафьевой О.Ю.,
при секретаре Банзаракцаевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу " ...." о понуждении к выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов,
по апелляционной жалобе ответчика ОАО " ...."
на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 27 июня 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Усть-Илимский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, в котором указал, что в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе путём установления в организациях независимо от организационно-правовых форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. В соответствии со ст.2 указанного закона, а также Закона Иркутской области от 29.05.2009 N27-оз для коммерческих организаций, имеющих численность работников более 100 человек, установлена квота в размере 3% к среднесписочной численности работников. Согласно штатному расписанию ОАО "УИ ЛДЗ" в пределах установленной квоты должно создать или выделить 37 рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Фактически трудоустроенных инвалидов составляет 14 человек. Таким образом, ОАО " ...." нарушает право неопределенного круга инвалидов на трудоустройство. Просил обязать ответчика создать или выделить 23 рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной Законом Иркутской области от 29.05.2009 N 27-оз квотой.
Решением суда от 27.06.2012 исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" о понуждении к выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов удовлетворены. Суд обязал ОАО " ...." создать или выделить рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве 3% от среднесписочной численности работников.
В апелляционной жалобе ответчик ОАО " ...." (далее ОАО " ....") в лице представителя С.. просит отменить решение суда и прекратить производство по делу полностью. В качестве доводов к отмене решения указано на то, что ОАО " ...." является предприятием с вредным и опасными условиями труда, однако судом при расчете квоты данные обстоятельства, в том числе место расположения, учтены не были. Ссылаясь на Правила, утвержденные Постановлением РФ от 20.02.2006 N 95, Конституцию РФ, ответчик указывает на то, что федеральный законодатель предусмотрел права и их ограничения при трудоустройстве на конкретные должности, связанные с вредными производственными факторами и обеспечением безопасности лиц, не являющихся участниками трудовых отношений. Расчет работодателем квоты для приема на работу инвалидов без учета рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями будет являться произвольной и не основанной на объективных характеристиках дифференциацией субъектов экономической деятельности. Не учтено, что на сегодняшний день 94% работников занято на производстве с вредными и опасными условиями труда. Кроме того, законодателем и судом не учтён факт того, что предприятия равной среднесписочной численностью работников должны соблюдать одинаковые квоты без учёта того, что одно предприятие не имеет вредных факторов воздействия на здоровье граждан при осуществлении производственного процесса, а другое наоборот, законодательно возведено в ранг вредных и опасных производств. Ответчик считает, что решение противоречит нормам Конституции РФ, нарушает права предпринимателей в части свободы выбора в осуществлении своей деятельности, нарушает права инвалидов, которым государство гарантирует труд в экологически благоприятной среде, в соответствии с их состоянием здоровья, учитывая ограничения по физическому труду, работой, связанной с шумом, вибрацией, воздействием других вредных факторов.
В возражении относительно апелляционной жалобы старший помощник прокурора Тукмакова О.В. считает решение суда законным и обоснованным, просить оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю., объяснения представителя ответчика П. поддержавшую доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Р.., согласившейся с решением суда, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения по доводам жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не находит оснований для отмены решения.
Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон, определил все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В силу ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление квот для приема на работу инвалидов является одной из гарантий трудовой занятости, предоставляемой инвалидам органами государственной власти и органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 21 Федерального закона N 181 организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Согласно п.п. 1 ст. 24 Федерального закона N 181 работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, т.е. такие рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области N 27-0З от 29.05.2009 "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" для коммерческих организаций, имеющих численность, работников более 100 человек, установлена квота в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников. В соответствии с п. "з" ст. 2 Закона N 27-03 среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством. П. 82 Приказа Росстата от 12.11.2008 N 278 предусмотрено, что среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например на последнее число отчетного периода.
При рассмотрении дела суд нашел установленным, что ОАО " ....", имея штатную численность - 1265 человек, согласно представленным в ОГКУ "ЦЗН г. Усть-Илимска" данным, фактически трудоустроило 14 инвалидов. Тогда как в силу положения пп. 2 п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009 N 27-оз количество рабочих мест для инвалидов должно составлять не менее 37 (1265*3%).
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и, удовлетворяя заявленные требования, правильно обязал ответчика создать или выделить рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в установленном законом количестве, т.е. в размере 3% от среднесписочной численности работников.
С выводами суда следует согласиться, поскольку они не противоречат требованиям правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, подробно мотивированы и подтверждаются материалами дела.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о наличии вредных и опасных условий труда на предприятии являлись предметом судебного разбирательства, проверены судом надлежащим образом, и по мотивам, указанным в судебном решении, суд не согласился с ними обосновано. При этом положения Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Иркутской области N27-0З от 29.05.2009 "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" не освобождают работодателя от обязанности создать или выделить рабочие места для инвалидов в отношении производств с вредными и (или) опасными условиями труда.
В целом доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, что не отнесено ст. 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Иных, по сравнению с приведенными ответчиками в судебном заседании, доводов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность решения, апелляционная жалоба не содержит, а потому не может быть принята во внимание.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 27 июня 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ОАО " ...." - без удовлетворения.
Председательствующий Л.С. Гуревская
Судьи Е.Г. Кравченко
О.Ю. Астафьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.