Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Александровой М.А., Малиновской А.Л.,
при секретаре Чащиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сургутанова В.О., Сургутановой Г.Ф., Сургутанова М.В., Сургутанова Ф.В. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности выделить жилищный целевой государственный сертификат для получения жилищной субсидии,
по апелляционной жалобе представителя истцов - Леоненко Е.Ф. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 05 июля 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Сургутанов В.О., Сургутанова Г.Ф, Сургутанов М.В., Сургутанов Ф.В. обратились в суд с иском, указав в обоснование требований, что с "дата обезличена" по "дата обезличена" их семья проживала, работала и была зарегистрирована на территории п. Н. на момент его ликвидации по адресу: "адрес обезличен".
Сургутанов В.О. работал в градообразующем предприятии п. Н. - "данные изъяты" по "дата обезличена". Сургутанова Г.Ф. работала "данные изъяты" и была уволена по сокращению численности штатов приказом "номер обезличен" от "дата обезличена". В "дата обезличена" семья вынуждена была выехать из п. Н. в связи с началом процедуры ликвидации данного поселка. Без выплаты компенсации за сданное жилье и без оплаты провоза багажа, семья переехала в "адрес обезличен", но из-за отсутствия работы и собственного жилья вынуждена была переехать в "адрес обезличен", где и проживает по настоящее время.
Сургутановой Г.Ф. в "дата обезличена", после увольнения по сокращению штатов, было подано заявление в "данные изъяты" и ей была начислена денежная компенсация, что подтверждается ответом главного бухгалтера "данные изъяты" от "дата обезличена" "номер обезличен".
Семья Сургутановых с "дата обезличена" имеет право на получение денежной компенсации за сданное жилье и право на получении жилищной субсидии за отработанные 10 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и как граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, так как проживали на территории п. Н. на момент его ликвидации, что подтверждается справками Администрации "данные изъяты" муниципального образования, где указано, что семья Сургутановых выбыла из п. Н. в "дата обезличена".
На основании изложенного, истцы просили признать право на получение жилищной субсидии в виде государственного жилищного сертификата как гражданам, выехавшим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; обязать ответчика выделить жилищный целевой государственный сертификат для получения жилищной субсидии. В случае удовлетворения исковых требований обязать ответчика оформить заявку государственному заказчику подпрограммы на дополнительный выпуск сертификата в 2012 году.
В судебное заседание истцы не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители истцов Леоненко Е.Ф., Горнаков В.Н. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г. в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 05 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истцов - Леоненко Е.Ф. просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования, указав в обоснование на нарушение норм материального и процессуального права.
Суд в решении сослался на Федеральный Закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", который на момент судебного разбирательства для категории граждан, выехавших из закрывающегося населенного пункта в районах Крайнего Севера, не применяется. Также судом не может быть применена ст. 2 Федерального закона от 25.07.1998 N 131 ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", т.к. в данной статье отсутствует категория граждан, выехавших из закрывающегося населенного пункта в районах Крайнего Севера.
В примененном судом Постановлении Правительства N 1163 от 07.10.1998 не указана категория граждан выехавших из закрывающегося населенного пункта в районах Крайнего Севера.
Суд неправильно применил закон, указав на Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 879 от 10.12.2002; не установил, какие именно необходимы документы и основания для постановки на учет граждан, выехавших из закрывающихся населенных пунктов, и как формируются списки граждан выехавших по ликвидации поселков.
Граждане, выехавшие из закрывающихся населенных пунктов, не должны состоять и не состояли ранее на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, так как им должна предоставляться жилищная субсидия в первоочередном порядке.
В материалах дела отсутствует вывод суда о доказанности факта, что семья Сургутановых не значиться в списках. Ответчиком не были предоставлены списки граждан, имеющих право на получения социальной выплаты, подтверждающие, что персональных сведений семьи Сургутановых не имеется.
Судом не было принято во внимание то обстоятельство, что выезд истцов из п. Н. носил вынужденный характер, а положенная семье Сургутановых жилищная субсидия в "дата обезличена" не предоставлялась.
Вывод суда о том, что семья Сургутановых должна обратиться в Управление архитектуры и строительства Правительства "данные изъяты" и что Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области является ненадлежащим ответчиком, противоречит ст.4 ФЗ N 131-ФЗ от 25.07.1998, так как у Правительства "данные изъяты" отсутствует право предоставления жилищных субсидий гражданам, которые выехали из закрывающегося населенного пункта в районах Крайнего Севера, поскольку на территории "данные изъяты" районы Крайнего Севера отсутствуют, п. Н. не располагался.
Семья Сургутановых считает, что имеет право на получения жилищной субсидии именно по ликвидации п. Н., а не как граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера не ранее "дата обезличена", имеющие стаж работы 10-15 лет северного стажа. Суд не применил нормы ФЗ от 17.07.2011 N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Для приобретения права на предоставление жилищной субсидии требуется соблюдение условия проживания в закрывающемся населенном пункте и осуществление выезда из районов Крайнего Севера непосредственно из такого закрывающегося города, поселка и т.д.
Реализация соответствующего по статьи 2 ФЗ РФ N 211 -ФЗ ставится в зависимость от закрытия соответствующего населенного пункта, в противном случае отсутствует какой-либо смысл данной нормы закона. Как в исковом заявлении, так и в судебном заседании истцы указывали, что проживали в момент начала процедуры ликвидации п. Н., именно в период с "дата обезличена" по "дата обезличена".
Суд не учел, что возникшие между сторонами правоотношения относятся к социальному обеспечению, которое в силу ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон, в связи с чем, права граждан подлежат особой защите, поскольку граждане вынуждены не по своей воле покидать места проживания, где у них сложился определенный уклад жизни. Судом не было применена Конституция РФ.
Если Федеральным Законом установлено право на получение социальной выплаты в связи с выездом из закрывающегося населенного пункта, то отсутствие семьи Сургутановых в списках и то, что истцы не состоят на учете граждан, имеющих право на получения социальной выплаты, не может быть причиной для отказа в выделении жилищного сертификата.
Из практики Кировского районного суда г. Иркутска по аналогичным делам следует, что исковые требования о признании права на получения жилищной субсидии как гражданам, выехавшим в момент ликвидации п. Н., были удовлетворены. Дискриминация судом отдельных граждан, в том числе, семьи Сургутановых, недопустима.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Малиновской А.Л., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 3271 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив приведенные доводы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст.1 ФЗ N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее "дата обезличена", имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.
Согласно ст.ст. 3, 4 вышеуказанного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ. Право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование социальных выплат для приобретения жилья подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Данный закон, в силу его преамбулы, распространяется не только на выезжающих граждан, но и на граждан, выехавших из указанных районов и местностей не ранее "дата обезличена".
В соответствии с постановлением мэра "данные изъяты" от "дата обезличена" "номер обезличен" "О составлении списков на получение целевых жилищных субсидий для жителей п. Н." был утвержден Список жителей п. Н., зарегистрированных и проживавших в данном поселке по состоянию на "дата обезличена". На основании данного Списка граждан, выезжающих из закрывающегося п. Н. и фактически проживающих в данном поселке в период его ликвидации, Администрацией Иркутской области осуществлялось предоставление жилищных субсидий.
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998 N 131 ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (действовавшим до "дата обезличена"), а также Положением о предоставлении жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Губернатора Иркутской области от 09.07.2001 N 335-п, учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии и претендующих на ее получение, осуществлялся исполнительными органами местного самоуправления по месту жительства граждан.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сургутанова (Федорова) п. Н. была зарегистрирована по адресу: "адрес обезличен" "дата обезличена" по "дата обезличена", что следует из справки администрации "данные изъяты" МО от "дата обезличена" "номер обезличен".
Согласно справке администрации "данные изъяты" МО от "дата обезличена" "номер обезличен" Сургутанов В.О. был зарегистрирован по адресу: "адрес обезличен" "дата обезличена" по "дата обезличена"; "адрес обезличен" "дата обезличена" по "дата обезличена". Вместе с ним зарегистрированы : Сургутанов Ф.В. "дата обезличена" г.р. и Сургутанов М.В. "дата обезличена" г.р.
Из ответа Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от "дата обезличена" следует, что решение о предоставлении гражданам жилищных субсидий принимались областной комиссией на основании сформированных и утвержденных мэром "данные изъяты" списка жителей п. Н. на получение жилищных субсидий, фактически находившихся в нем на момент ликвидации. В списке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, переданном муниципальным образованием " К" персональных сведений Сургутанова В.О. не значатся.
На обращение Сургутанова В.О. Управление архитектуры и строительства Правительства "данные изъяты" "дата обезличена" направило ответ, в котором указало, что на момент обращения в управление архитектуры и строительства правительства области истцы являются выехавшими из районов Крайнего Севера. Учитывая это, при наличии необходимых оснований, он может встать на учет как гражданин, имеющий право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что жилищный сертификат, подтверждающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья подлежит выдаче органом исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства граждан. В Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области истцы не состояли на учете как граждане, имеющие право на получение жилищных субсидий и не проживают на территории Иркутской области, в настоящее время проживают в "адрес обезличен", и пришел к выводу об отсутствии у истцов права на получение жилищного сертификата на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке в органах исполнительной власти Иркутской области и об отсутствии оснований, предусмотренных законом для возложения на ответчика обязанности выделить им сертификат для получения жилищной субсидии в первоочередном порядке.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как решение суда принято в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими всем требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы, в которых обосновывается право истцов на получение жилищного сертификата, не влияют на выводы суда, поскольку истцами не было представлено сведений о соблюдении установленного законом порядка обращения за выдачей субсидии, о постановке на учет лиц, имеющих право на получение жилищного сертификата, либо оспаривании отказа органа исполнительной власти в постановке на такой учет.
Ссылка в жалобе на Федеральный закон РФ от 17.07.2011 N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" необоснованна, поскольку данный закон к возникшим правоотношения не применяется.
При таких обстоятельствах, решение, проверенное по доводам апелляционной жалобы, отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 05 июля 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи М.А. Александрова
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.