Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Петуховой В.Г.,
судей Папуши А.С., Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Банзаракцаевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования г. Братска на решение Братского городского суда Иркутской области от 11 июля 2012 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Падунского района г. Братска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования города Братска, Муниципальному предприятию " М." муниципального образования г. Братска о понуждении к оборудованию занимаемых зданий специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований прокурор Падунского района г. Братска указал, что на территории Падунского округа г. Братска осуществляют деятельность структурные подразделения муниципального предприятия " М." муниципального образования г. Братска - аптеки, которые размещены в нежилых зданиях, расположенных по адресам: .....
МП " М." (дата обезличена) внесено в Единый государственный реестр юридических лиц, за основным регистрационным (номер обезличен)
В соответствии с п. 2.1., 2.3. Устава МП " М.", согласованного департаментом здравоохранения администрации г. Братска (дата обезличена) и утвержденного распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации г. Братска (номер обезличен) от (дата обезличена), предприятие создано с целью удовлетворения потребностей муниципальных учреждений здравоохранения г. Братска и населения города в лекарственных препаратах, изделиях медицинского назначения, для достижения которой осуществляет приобретение, хранение, перевозку, реализацию лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и др.
На основании п. 1.3. Устава правомочия учредителя и собственника имущества предприятия осуществляет администрация образования г. Братска непосредственно, а также в лице отраслевого органа администрации - департамента здравоохранения администрации г. Братска и в лице функционального органа администрации комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации г. Братска.
Согласно п. 3.2. Устава имущество предприятия находится в собственности муниципального образования г. Братска и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
На основании договора (номер обезличен) от (дата обезличена) на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом г. Братска нежилые помещения аптек по yл. Г. и ул. Н. переданы Комитетом по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации г. Братска в хозяйственное ведение МП " М.", на срок с (дата обезличена) до (дата обезличена).
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права серии (номер обезличен) и серии (номер обезличен). выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (дата обезличена), за МП " М." зарегистрировано право хозяйственного веления на вышеуказанные помещения.
Как следует из п. 2.4. названного договора МП " М." не имеет права без письменного разрешения Комитета но управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска производить, капитальный ремонт, перепланировку, переустройство или реконструкцию переданного имущества.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям".
Нежилые помещения аптек по yл. Г. и ул. Н. в г. Братске не обеспечивают беспрепятственный в них доступ инвалидов.
Так, требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в Своде правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", введенными в действие СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 N 73).
Однако, согласно актам обследований, проведенных ОУУП ОП (номер обезличен) УМВД России по г. Братску от (дата обезличена) и (дата обезличена), вход в помещения аптек по ул. Г. и ул. Н. осуществляется по лестницам, не оборудованным специальными приспособлениями (пандусами, поручнями, ограждениями), что свидетельствует о несоблюдении вышеперечисленных требований действующего законодательства.
Просил обязать ответчиков устранить нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в не создании условий инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, путем оборудования входов в помещение аптек, находящихся в нежилых зданиях, расположенных по адресам: ....., специальными приспособлениями: пандусами, поручнями, ограждениями, соответствующими требованиям СНиП 35-01-2001.
Уточнив исковые требования прокурор Падунского района г. Братска просил установить срок для устранения нарушений и выполнения соответствующих мероприятий до (дата обезличена)
В судебном заседании помощник прокурора Падунского района г. Братска Крат О.Н. исковые требования поддержала. Суду дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Братска по доверенности Москаленко О.Н., исковые требования не признала, суду пояснила, что нежилые здания аптек, расположенные по адресам: ..... переданы МП " М." в хозяйственное ведение.
Собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
Поскольку в ст. 295 ГК РФ, устанавливающей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение имущество, не вправе распоряжаться этим имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Представитель ответчика МП " М." по доверенности Бакштановский А.Б. в судебное заседание не явился, согласно представленному письменному заявлению, Муниципальное предприятие " М." муниципального образования города Братска с исковым заявлением прокурора согласно и обязуется устранить нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в не создании условий инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, путем оборудования входов в помещения аптек, находящихся в нежилых зданиях, расположенных по адресам: ....., специальными приспособлениями: пандусами, поручнями, ограждениями, соответствующими требованиям СНиП 35-01-2001 в срок до (дата обезличена). Правовые последствия признания исковых требований, ответчику разъяснены и понятны.
Решением суда заявление прокурора Падунского района города Братска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено.
Суд обязал Администрацию муниципального образования города Братска, Муниципальное предприятие " М." муниципального образования города Братска устранить нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в не создании условий инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, путем оборудования входов в помещение аптек, находящихся в нежилых зданиях, расположенных по адресам: ....., специальными приспособлениями: пандусами, поручнями, ограждениями, соответствующими требованиям СНиП 35-01-2001. Установил срок для устранения нарушений и выполнения соответствующих мероприятий до (дата обезличена).
На решение суда Администрацией г. Братска подана апелляционная жалоба, в которой представитель просит принятое решение отменить, принять новое. В обоснование доводов к отмене решения суда представитель администрации указала, что в соответствии со ст. 295 ГК РФ, устанавливающей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, собственник, передав во владение имущество, не вправе распоряжаться этим имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия (п. 5 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. N1 0/22). Полагает, что суд не принял во внимание нормы гражданского законодательства и разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ при вынесении решения.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад по делу, объяснения прокурора Нарижняк О.Н. - просившую решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены этого решения суда.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от (дата обезличена) Муниципальному образованию города Братска принадлежит на праве собственности нежилое помещение аптеки, находящееся по адресу: ....., нежилое помещение аптеки, находящееся по адресу: .....
Договором (номер обезличен) на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом г. Братска от (дата обезличена) подтверждается, что КУМИ г. Братска передало МП " М." в хозяйственное ведение недвижимое имущество муниципальное имущество: нежилое помещение аптеки, находящееся по адресу: ..... нежилое помещение аптеки, находящееся по адресу: ..... на срок с (дата обезличена) по (дата обезличена).
Судом установлено, что нежилые помещения - аптеки, расположенные по адресам: ..... находятся в хозяйственном ведении Муниципального предприятия " М." муниципального образования г. Братска на основании Распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации г. Братска "О передаче имущества" от (дата обезличена) (номер обезличен); акта приема-передачи муниципального имущества от Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации г. Братска к Муниципальному предприятию " М." муниципального образования г. Братска (к договору (номер обезличен) от (дата обезличена)) от (дата обезличена), что подтверждается договором (номер обезличен) на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом г. Братска от (дата обезличена), свидетельствами о государственной регистрации права от (дата обезличена).
Также было установлено, что входы в нежилые помещения - аптеки, расположенные по адресам: ..... ответчиками не оборудован специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами), что препятствует свободному доступу инвалидов в здание указанной организации.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, с учетом положений ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также с Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 8.1 "СП 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других малоподвижных посетителей" суд правомерно удовлетворил исковые требовании прокурора, обязав Администрацию города Братска - собственника зданий, в котором расположены указанные выше аптеки, создать условия для доступа инвалидов в аптеки, путем устранения нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в не создании условий инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, путем оборудования входов в помещение аптек, находящихся в нежилых зданиях, расположенных по адресам: ....., специальными приспособлениями: пандусами, поручнями, ограждениями, соответствующими требованиям СНиП 35-01-2001 в срок до (дата обезличена).
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация муниципального образования города Братска не является надлежащим ответчиком по данному делу в связи с тем, что здания аптек переданы в хозяйственное ведение МП " М.", не могут быть приняты во внимание, поскольку из собранных по делу доказательств следует, что аптеки не наделены правом самостоятельно вносить изменения в конструкции входных групп, переданных им в пользование нежилых помещений, а Администрация муниципального образования города Братска является учредителем МП " М.".
Таким образом, разрешая вопрос о надлежащем ответчике по делу, суд обоснованно исходил из того, что обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа в здания аптек инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения должна была возложена на Администрацию муниципального образования города Братска как на собственника указанных выше нежилых помещений, поскольку согласно п. 2.4 договора (номер обезличен) на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом г. Братска от (дата обезличена) "предприятие" (МП " М.") не имеет права без письменного разрешения "комитента" (Комитет по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации г. Братска") производить капитальный ремонт, перепланировку, переустройство или реконструкцию имущества, вызванных потребностями "предприятия"., кроме того, учредителем МП " М." является Администрация муниципального образования г. Братска.
При таких обстоятельствах, суд обосновано возложил на Администрацию муниципального образования г. Братска, обязанность устранить нарушения требований действующего законодательства, указанного в решении суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку доказательств, правильно оцененных судом в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 60, 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского городского суда Иркутской области от 11 июля 2012 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Падунского района г. Братска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования города Братска, Муниципальному предприятию " М." муниципального образования г. Братска о понуждении к оборудованию занимаемых зданий специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.Г. Петухова
Судьи А.С. Папуша
Л.Г. Туглакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.