Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Быковой А.В.,
судей Скубиевой И.В. и Николаевой Т.В.,
при секретаре Людвиг Е.И.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Быковой А.В.
дело по апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда Российской Федерации в .... районе на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 30 мая 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению Попова С.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в .... районе о признании решения об отказе в назначении пенсии досрочно незаконным,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование доводов истец указал, что "Дата обезличена" обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии на основании п.п. 1 п. 1 ст. 27, п.1 ст. 28.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", представив документы, подтверждающие как периоды работы, так и характер.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в .... (далее по тексту - ответчик) от "Дата обезличена" N ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости, при этом, в стаж работы по Списку N не были зачтены его период трудовой деятельности, а именно: с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "данные изъяты" на шахте .... со ссылкой на то, что документально не подтверждена занятость на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (учетном периоде).
Не соглашаясь с решением ответчика и полагая его противоречащим правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N2-П "О проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняется за указанной категорией лиц.
Учитывая, что периоды его трудовой деятельности: с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "данные изъяты" на шахте .... с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "данные изъяты" на подземном участке на разрезе .... зачтены в стаж работы на соответствующих видах работ по Списку N2, а стаж работы на подземных работах по Списку N1 составляет "данные изъяты" срок выхода на пенсию должен быть снижен на 5 лет. Кроме того, он проработал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на момент подачи заявления ответчику, "данные изъяты"
Ответчиком также не зачтен стаж работы в местностях, приравненных к Крайнему Северу период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена".
На основании п.1 ст. 28.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" считает, что в его стаж работы по Списку N2 с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "данные изъяты" на шахте .... и с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "данные изъяты" на подземном участке на разрезе ...., должен быть прибавлен к стажу работы в местностях, приравненных к Крайнему Северу. В результате данного суммирования его стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на момент подачи заявления, составлял "данные изъяты" В связи с этим считает, что имеет право на досрочное назначение пенсии с уменьшением срока выхода на пенсию на 10 лет.
Просил суд признать решение ответчика от "Дата обезличена" N об отказе в досрочном назначении пенсии по старости незаконным; обязать ответчика назначить ему пенсию по старости с момента обращения - с "Дата обезличена".
Решением суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заместителем начальника Управления пенсионного фонда Российской Федерации в .... поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Указала, что на момент обращения с заявлением к ответчику возраст истца составлял "данные изъяты", стаж на соответствующих видах работ (работа по СпискуN1)отсутствует, а стаж по Списку N2 составляет "данные изъяты", работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составляет "данные изъяты" страховой стаж составляет "данные изъяты". При таких обстоятельствах, право на пенсии у истца возникает в 55 лет, так как не выработан стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 20 лет.
Полагает, что судом допущено неверное толкование норм материального права в части подсчета стажа для назначения досрочной трудовой пенсии истцу, в части суммирование стажа на соответствующих видах работ и "северного" стажа, а поскольку в решении суда не прописан алгоритм суммирования стажа, и с учетом удовлетворения заявленных требований, считает, что стаж работы по Списку N1 был учтен дважды: как стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста в связи с работой по Списку N1, и как стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего севера. Данный вывод противоречит законодательству
Кроме того, вопрос о назначении истцу досрочной пенсии уже являлся предметом рассмотрения и решением .... от "Дата обезличена", вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии было отказано. При этом решением суда было определено, что при зачете спорного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по СпискуN1, - пенсия истцу по Списку N1 может быть назначена с уменьшением установленного возраста в силу абз. 2 п.п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" т.е. по достижении истцом возраста - 55 лет.
Истцом не представлены доказательства, подтверждающие его занятость на подземных работах 50 процентов и более рабочего времени в году.
На апелляционную жалобу Поповым С.А. подан отзыв, в котором указывает, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленного отзыва, выслушав доклад, судебная коллегия нахот правильным решение суда отменить, в соответствии с п.п.1,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ и в соответствии с п.2 ст.328ГПК РФ по делу вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Удовлетворяя исковые требования, суд указал, что истец свое право на назначение досрочной трудовой пенсии связывает именно с периодом работы, который при его зачете в специальный стаж, дает право на назначение пенсии по Списку N 1, т.е. претендует на досрочное назначение трудовой пенсии по старости именно по Списку N 1. Однако, при подсчете возраста, с которого может возникнуть его право на назначение пенсии по указанным основаниям, истец также использует нормы закона, регулирующие случаи досрочного назначения трудовой пенсии по старости по Списку N 2, а также в связи с работой в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к этим районам.
Так, согласно ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Судом установлено, что страховой стаж истца на момент его обращения в УПФР (ГУ) в .... составлял "данные изъяты"; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - ....
В силу п.п 2 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Суд также указал, что возраст, установленный законом для назначения пенсии по Списку N 1, в отношении истца должен быть снижен с учетом стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера более 16 лет, т.к. законом предусмотрена возможность суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Действительно, в соответствии с п.1 ст. 28.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае установления досрочной пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к этим районам (подп. 6 п. 1 ст. 28 названного Закона), к ней приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 - 10 п. 1 ст. 27 и подп. 7 - 9 п. 1 ст. 28 названного Закона, т.е. трудовая деятельность, в т.ч. на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах; на работах с тяжелыми условиями труда.
Исходя из приведенной нормы закона, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ 11.07.2002г. N 516, при суммировании периодов на соответствующих видах работ с "северным" стажем, пенсия назначается в связи с работой на Крайнем Севере.
Кроме того, в силу п.2 ст.28.1 названного Закона, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В связи с полным зачетом периодов работы Попова С.А. "данные изъяты" в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N1 и N 2, применение указанной нормы закона на момент обращения истца за назначением досрочной трудовой обеспечило реализацию его права, поскольку истец имел право на назначение досрочной пенсии в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера при достижении 50 лет.
Данный возраст достигнут при подачи заявления о назначении досрочной пенсии ответчику, в связи с чем, суд признал оспариваемое решение об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным и обязал пенсионный орган назначить досрочно пенсию по старости.
Вместе с тем, суд не учел, что в соответствии с п.2 ст.28.1 возраст снижается на 5 лет для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет - в приравненных к ним местностях и имеющих необходимый для досрочного назначения пенсии по старости стаж, предусмотренный п.п.1-10 и п.п. 16-18 п.1 ст.27 ФЗ N173-ФЗ.
Удовлетворяя исковые требования, суд не учел, что в соответствии с п.1 ст.28.1 ФЗ N173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения пенсии по старости в связи с работой в упомянутых ра йонах и местностях (п.6 ст.28) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п.1-10 и 16-18 п.1 ст.27 ФЗ N173-ФЗ, т.е. работа по Списку N1 и N2 и данное суммирование северного стажа и стажа работы по специальности возможно только в случае установления досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Истец же обратился в суд с иском об обязании назначить пенсию в связи со стажем по Списку N1. Право на данную пенсию у него возникает в 55 лет. Возможность суммирования северного стажа и стажа на соответствующих видах работ для определения 20 - летнего стажа в местностях Крайнего Севера и приравненных к ним районах при двойном снижении возраста в соответствии с п.2 ст.28.1 ФЗ N173-ФЗ не предусмотрена.
Поскольку истец обратился в пенсионный орган "Дата обезличена" при достижении возраста .... год, судебная коллегия находит правильным решение суда отменить и по делу вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329, п.п.1,4 ст. 330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 30 мая 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению Попова С.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в .... о признании решения об отказе в назначении пенсии досрочно незаконным об удовлетворении исковых требований отменить и по делу вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Председательствующий: А.В.Быкова
Судьи: И.В.Скубиева
Т.В.Николаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.