Судебная коллегия по гражданским делам
Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Гребенщиковой О.А.,
судей Третьяковой В.П., Пискуновой Ю.А.,
при секретаре Лосковиченко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Гребенщиковой О.А. гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области Р. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июня 2012 года
по иску Г. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Кемерово и Кемеровском районе КО (межрайонное) о признании незаконным решения, обязании включить периоды работы в стаж, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛА:
Г. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам, обязании включить периоды работы в стаж, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
Требования мотивированы тем, что 13 марта 2012 года истец обратилась в УПФР в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (Отдел ПФР в заводском районе г.Кемерово) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-Ф3.
Решением комиссии Управления ПФР в г.Кемерово от 26.03.2012 года истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
При подсчете специального стажа комиссия не включила в специальный стаж следующие периоды работы:
-с 02.09.1980 по 15.07.1985 (04 года 10 мес. 14 дней) - в должности медицинской сестры Устюжанинского ясли-сада, т.к. Списками профессий и должностей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 N 464, от 29.10.2002г. N 781, учреждение "ясли - сад" не предусмотрено;
- с 20.09.1993 по 13.09.2000 (06 лет 11 мес. 24 дня) - в должности медика-диспетчера здравпункта животноводческого комплекса Госплемзавода "Ленинск-Кузнецкий", т.к. Списками профессий и должностей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 N 464, от 22.09.1999 N 1066, от 29.10.2002г. N 781, должность "медик-диспетчер" не предусмотрена.
Без зачета данных периодов мой специальный стаж составляет 20 лет 08 месяцев 08 дней, что менее требуемых 30 лет.
Считает отказ в назначении истцу пенсии необоснованным и незаконным.
Считает, что период работы истца с 02.09.1980 по 15.07.1985 (04 года 10 мес. 14 дней) - в должности медицинской сестры Устюжанинского ясли-сада подлежит зачету в специальный медицинский стаж по следующим основаниям.
В этот период работы истца действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил ясли-сады, детские сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Также считает, что подлежит зачету период работы с 20.09.1993 по 13.09.2000 (06 лет 11 мес. 24 дня) - в должности медика-диспетчера здравпункта животноводческого комплекса Госплемзавода "Ленинск-Кузнецкий".
Комиссия не приняла к зачету данный период, поскольку Списками профессий должностей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 N 464, 22.09.1999 N 1066, от 29.10.2002г. N 781, должность "медик-диспетчер" не предусмотрена.
Считает данные выводы ошибочными по следующим основаниям.
С 25 июля 1985 года истец работала медицинской сестрой здравпункта Госплемзавода "Ленинск-Кузнецкий". 24 марта 1993 года истец уволилась, а с 20 сентября 1993 года вновь устроилась медицинской сестрой на полную ставку в тот же здравпункт. Однако, истец дополнительно (на 0,5 ставки), выполняла обязанности диспетчера во время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей автопарка Госплемзавода "Ленинск-Кузнецкий". Так истец работала до 13 сентября 2000 года.
Согласно записям в трудовой книжке, должность истца в период с 20.09.1993 года по 13.09.2000 года указана как медик-диспетчер, именно это послужило основанием к отказу в зачете данного периода в специальный стаж. Считает, что не может быть лишена досрочной пенсии из-за недобросовестных действий работодателя.
Должность "медицинская сестра" и учреждение "здравпункт" предусмотрен Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781.
Указывает, что с учетом спорных периодов, медицинский стаж истца на первоначальную дату обращения с заявлением о назначении пенсии составляет более 30 лет составляет 32 года 6 месяцев 16 дней, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии как медицинскому работнику.
Просила суд признать незаконным решение комиссии Управления ПФР (государственного учреждения) в г.Кемерово и Кемеровском районе К" (межрайонного) от 26.03.2012 года N1181 незаконным.
Обязать Управление ПФР (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе КО (межрайонное) включить в специальный стаж периоды работы:
с 02.09.1980 по 15.07.1985 (04 года 10 мес. 14 дней) - в должности медицинской сестры Устюжанинского ясли-сада,
с 20.09.1993 по 13.09.2000 (06 лет 11 мес. 24 дня) - в должности медика-диспетчера здравпункта животноводческого комплекса Госплемзавода "Ленинск-Кузнецкий".
Обязать Управление Пенсионного фонда в РФ (государственное учреждение) г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) назначит истцу досрочную трудовую пенсию с даты обращения с заявлением о назначении пенсии - 13 марта 2012 года.
Представитель ответчика Л., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июня 2012 года постановлено:
Исковые требования Г. удовлетворить.
Признать незаконными решение комиссии Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 26.03.2 года N1181.
Обязать ответчика включить период работы истца Г. с 02.09.1980 по 15.07.1985 (04 года 10 мес. 14 дней) - в должности медицинской сестры Устюжанинского ясли-сада, с 20.09.1993 по 13.09.2000 (06 лет 11 мес. 24 дня) - в должности медика-диспетчера здравпункта животноводческого комплекса Госплемзавода "Ленинск-Кузнецкий".
Обязать Управление Пенсионного фонда в РФ (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) назначить Г. досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.20 ч.1 ст.27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях" с момента первоначального обращения - с 13 марта 2012 года.
В апелляционной жалобе представитель Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области Р. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм действующего пенсионного законодательства и неверным толкованием норм материального права.
Указывает, что спорные периоды работы истицы не могут быть включены в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку Списками профессий и должностей не предусмотрено учреждение "ясли-сад" и должность "медик-диспетчер".
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 N173-Ф3 лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах сельской местности, в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-Ф3, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-Ф3, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанных трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13 марта 2012 года истец обратилась в УПФР в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (Отдел ПФР в Заводском районе г.Кемерово) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-Ф3.
Решением комиссии Управления ПФР в г.Кемерово от 26.03.2012 года истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В стаж на соответствующих видах работ не засчитаны следующие периоды работы:
- с 02.09.1980 г. по 15.07.1985 г. (04 года 10 мес. 14 дней) - в должности медицинской сестры Устюжанинского ясли-сада, т.к. Списками профессий и должностей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 N 464, от 29.10.2002 г. N 781, учреждение "ясли-сад" не предусмотрено;
- с 20.09.1993 г. по 13.09.2000 г. (06 лет 11 мес. 24 дня) - в должности медика-диспетчера здравпункта животноводческого комплекса Госплемзавода "Ленинск-Кузнецкий", т.к. Списками профессий и должностей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 N464, от 22.09.1999 N1066, 6т 29.10.2002г. N781, должность "медик-диспетчер" не предусмотрена;
- с 25.09.2000 г. по 14.06.2001 г. (08 мес. 20 дней) - в должности инспектора предрейсового осмотра водителей здравпункта МУП "Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие N 3", т.к. Списком профессий и должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N1066, от 29.10.2002г. N781, должность "инспектор предрейсового осмотра водителей" не предусмотрена.
Как следует из трудовой книжки истца, Г. работала с 02.09.1980 г. по 15.07.1985 г. (04 года 10 мес. 14 дней) - в должности медицинской сестры Устюжанинского ясли-сада, уволена по собственному желанию.
Кроме того, с 20.09.1993 г. по 13.09.2000 г. (06 лет 11 мес. 24 дня) - в должности медика-диспетчера здравпункта животноводческого комплекса Госплемзавода "Ленинск Кузнецкий", уволена по собственному желанию.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции с учетом всех обстоятельств дела, доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, норм материального права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца и признании незаконным решения комиссии Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 26.03.2012 года N1181, обязав ответчика включить период работы Г. с 02.09.1980 по 15.07.1985 (04 года 10 мес. 14 дней) - в должности медицинской сестры Устюжанинского ясли-сада, с 20.09.1993 по 13.09.2000 (06 лет 11 мес. 24 дня) - в должности медика-диспетчера здравпункта животноводческого комплекса Госплемзавода "Ленинск-Кузнецкий" в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Указанные выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильной оценке исследованных доказательств и оснований для признания их необоснованными, у судебной коллегии не имеется.
Суд верно указал, что согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N2-П, при исчислении стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 могут применяться ранее действовавшие правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа до введения в действие новых. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.05.1959 N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста", а также Временным положением о дошкольном учреждении - ясли-сад, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 08.03.1960 ("Сборник документов 1917 - 1973 "Народное образование СССР" г. Москва, "Педагогика", 1974 (с. 335 - 340) было утверждено такое наименование детских дошкольных учреждений, как ясли-сад.
В соответствии с действовавшим в запрашиваемый период Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" 175.018, утвержденным 01.01.1976 года Государственным Комитетом СССР по статистике, Государственным плановым комитетом Советов Министров СССР, Государственным комитетом СССР по стандартам в разделе 92400 (3) "Дошкольное воспитание" наименование учреждений обозначено: "детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки".
Таким образом, названия "детский комбинат", "ясли-сад" соответствовали названию "детский сад".
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 677 дошкольные образовательные учреждения - детские ясли-сад переименованы в соответствии с их направленностью - детский сад, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад общеразвивающего вида и т.д.
Согласно действовавшему до 1 октября 1993 года Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, работа в должности медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения (детского сада) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 был утвержден новый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который был введен в действие на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года и применялся при назначении пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Доводы жалобы о том, что Списками учреждений, профессий и должностей утвержденными Постановлением от 06.09.1991 года N464, от 29.10.2002 N781 не предусмотрено наименование учреждения "ясли-сад" не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, поскольку не основаны на законе. В период работы истца с 02.09.1980 года по 15.07.1985 года действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил ясли-сады, детские сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Доводы жалобы о том, что Списками учреждений, профессий и должностей, утвержденными Постановлением от 06.09.1991 года N464, от 22.09.1999 года N1066, от 29.10.2002 N781 не предусмотрена должность "медик-диспетчер", также не могут быть приняты во внимание судебной коллегии и служить основаниями для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат обстоятельствам, установленных судом и имеющих значение для дела.
Судом установлено, что с 25 июля 1985 года истец работала медицинской сестрой здравпункта Госплемзавода "Ленинск-Кузнецкий". 24 марта 1993 года истец уволилась, а с 20 сентября 1993 года вновь устроилась медицинской сестрой на полную ставку в тот же здравпункт. Однако, как установлено судом, истец дополнительно (на 0,5 ставки), выполняла обязанности диспетчера во время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей автопарка Госплемзавода "Ленинск-Кузнецкий". Так истец работала до 13 сентября 2000 года. Данное обстоятельство усматривается из данных справки ОАО "Племенной завод Ленинск-Кузнецкий" от 04.05.2012 года, копии приказа о приеме N 76-К от 20.09.1993 года.
Таким образом, в период работы истицы с 20.09.1993 года по 13.09.2000 года в должности медика-диспетчера (фактически согласно приказа - в должности медицинской сестры (1 ставка) в здравпункте животноводческого комплекса с вменением дополнительных обязанностей диспетчера (на 0,5 ставки) во время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей автопарка Госплемзавода "Ленинск-Кузнецкий"), действовали Списки учреждений, профессий и должностей, утвержденные Постановлениями от 06.09.1991 года N 464, от 22.09.1999 года N 1066, от 29.10.2002 N 781.
Согласно Списку учреждений, профессий и должностей, утвержденному Постановлением Правительства от 06.09.1991 года N4 64 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства от 22.09.1999 года N1066 в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком, а также во врачебных здравпунктах независимо от ведомственной подчиненности.
Таким образом, с учетом вышеизложенного вывод суда о включении периода работы истицы с 20.09.1993 по 13.09.2000 (06 лет 11 мес. 24 дня) - в должности медика-диспетчера здравпункта животноводческого комплекса Госплемзавода "Ленинск-Кузнецкий" в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости является законным и обоснованным.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных суду доказательств, которым в соответствие со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал всестороннюю, полную и объективную оценку как каждому в отдельности, так и в их совокупности, правильно применил нормы материального права. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области Р. - без удовлетворения.
Председательствующий: Гребенщикова О.А.
Судьи: Третьякова В.П.
Пискунова Ю.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.