Апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего Жуленко Н.Л.,
судей Фатьяновой И.П., Ларионовой С.Г.
при секретаре Беспалове Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуленко Н.Л.
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.Новокузнецка на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка от 13 марта 2012 года
по иску прокурора Центрального района г.Новокузнецка в интересах Федоровой Ольги Николаевны, Федорова Андрея Сергеевича, Федорова Вадима Сергеевича, Федоровой Алины Андреевны к ответчику Администрации города Новокузнецка о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению действии,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г.Новокузнецка в интересах Федоровой О.Н., Федорова А.С, Федорова В.А., Федоровой А.А. обратился в суд с иском к ответчику Администрации города Новокузнецка о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению действий и просит признать незаконным бездействие Администрации г.Новокузнецка по предоставлению жилого помещения; обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить Федоровой О.Н., Федорову А.С, Федорову В.А., Федоровой А.А. изолированное благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из 1-й комнаты, отвечающее санитарно-техническим требованиям, обшей площадью не менее 24,9 кв.м в черте г.Новокузнецка. Установить ответчику срок для совершения указанных действий до 01.12.2011 г.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по факту нарушения жилищных прав. Установлено, что Федорова О.Н., Федоров А.С, Федоров А.С., Федоров В.А., Федорова А.А. проживают в квартире по "адрес" на основании ордера N 000390, выданного 22.04.2003 г. Объектом найма является изолированное жилое помещение, состоящее их I й комнаты, общей площадью 24,9 кв.м. Указанное жилое помещение не приватизировано, является муниципальной собственностью. 22.06.2011 г. заключением межведомственной комиссии жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно распоряжению Администрации г.Новокузнецка от 30.06.2011 г. N жилой дом, расположенный по адресу "адрес" признан аварийным и подлежащий сносу.
Жителям дома "адрес" "адрес" администрацией города Новокузнецка должны быть предоставлены другие благоустроенные жилые помещения.
Администрацией города мер по переселению граждан не принято. До настоящего времени жителям дома не предоставлены другие благоустроенные жилые помещения, вследствие чего они продолжают проживать в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, что создает угрозу их жизни и здоровью и недопустимо.
Ссылки Администрации города Новокузнецка на то, что по мере поступления денежных средств из бюджетов всех уровней будет произведен снос указанного дома и предоставление зарегистрированным в нем гражданам жилых помещений, несостоятельна. Указанные выше нарушения требований федерального законодательства свидетельствуют о бездействии Администрации города и части исполнения своих обязанностей по осуществлению контроля за сохранностью жилого фонда, соответствию жилых помещений установленным требованиям, что грубо нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в указанном доме.
Представитель Администрации г.Новокузнецка Козик М.А., возражала против исковых требований.
Решением Центрального районного суда г.Новокузнецка от 13 марта 2012 года постановлено:
Удовлетворить исковые требования Прокурора Центрального района города Новокузнецка.
Признать незаконным бездействие Администрации города Новокузнецка, выразившееся в непринятии мер по предоставлению гражданам Федоровой Ольге Николаевне, Федорову Андрею Сергеевичу, Федорову Вадиму Андреевичу, Федоровой Алине Андреевне жилых помещений взамен непригодных для проживания.
Обязать Администрацию города Новокузнецка предоставить Федоровой Ольге Николаевне, Федорову Андрею Сергеевичу, Федорову Вадиму Андреевичу, Федоровой Алине Андреевне благоустроенное жилое помещение в границах города Новокузнецка общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления 13 кв.м.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Новокузнецка Козик М.А. просит решение суда отменить. Указывает на необоснованность выводов суда о том, что при разрешении данного спора следует руководствоваться нормами ст. 57 ЖК РФ, а положения ст. 87, 89 ЖК РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Предоставление жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу и предоставление жилого помещения в связи с признанием нуждающимися, являются двумя различными основаниями.
То есть ч. 5 ст. 57 ЖК РФ может применяться лишь при предоставлении жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий.
Суд незаконно обязал Администрацию города предоставить истцам жилое помещение не менее 13 кв.м. на каждого человека. Тогда как согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, то есть в данном случае предоставляемое жилое помещение должно быть не менее 24,9 кв. м.
Суд необоснованно возложил обязанность на Администрацию города Новокузнецка по предоставлению истцам жилого помещения в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, так как согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения, предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом не был исследован вопрос о том, признаны ли истцы малоимущими в порядке, установленном Законом Кемеровской области от 10.06.2005 г. N 65-03 "О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими".
Суд необоснованно возложил обязанность на Администрацию г. Новокузнецка по предоставлению жилого помещения Федоровой О.Н., Федорову А.С., Федорову В.А., Федоровой А.А., руководствуясь ст. 57 ЖК РФ.
Суд, обязывая Администрацию города Новокузнецка предоставить жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, вышел за пределы требований истца, не имея законных к тому оснований.
Расселение жильцов дома по "адрес" во внеочередном порядке в настоящее время, повлечёт нарушение прав других граждан, проживающих в подобных жилищных условиях и ожидающих переселения из аварийного жилья с 2006 г. При этом необходимо учесть, что жилой дом по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу только 22.06.2011г.
Относительно апелляционной жалобы прокурором Центрально района г.Новокузнецка поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав_____ проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. ст. 86, 89 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Постановлением Совета народных депутатов г. Новокузнецка N 7/57 от 27.09.2005 г. О размере нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 13 кв. м общей площади.
Согласно п. 2, 3 ст. 2 ЖК РФ Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
В силу п. 1, 9 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
учет муниципального жилищного фонда;
осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания" от 04.09.2003 N 522 в случае признания жилого дома непригодным для проживания по причине аварийного состояния решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан.
Как видно из материалов дела и было установлено судом, что в 2006 г. N1877, жилой "адрес" в "адрес" был признан аварийным и подлежащим сносу. Заключение составлено по результатам рассмотренных документов: акт осмотра ГП КО "ЦТИ КО" N12 "Бюро технической инвентаризации г.Новокузнецка"; экспертное заключение по оценке условий проживания филиала ФГУЗ "Центр гигиены эпидемиологии в Кемеровской области" в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе.
"адрес" был признан аварийным в 2011 г., однако на протяжении длительного периода времени с момента признания дома непригодным для проживания Администрация г.Новокузнецка не предпринимала никаких действий по предоставлению гражданам других жилых помещений.
Бездействие Администрации г.Новокузнецка, выразившееся в неприятии мер по предоставлению жилых помещений гражданам взамен занимаемых ими, признанных непригодными для проживания, является неправомерным.
Киреева (Федорова О.Н.) является нанимателем жилого помещения по "адрес"16 в "адрес", на основании ордера от 22.04.2003 г., в ордере в числе лиц, вселяемых с правом на жилплощадь больше никто не указан. В настоящее время в жилом помещении по "адрес"16 зарегистрированы и проживают Федорова О.Н., Федоров А.С, Федоров А.С, Федоров В.А., Федорова А.А.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконном бездействии Администрации города Новокузнецка в части исполнения своих обязанностей по осуществлению контроля за сохранностью жилищного фонда, соответствию жилых помещений установленным требованиям, предоставлению гражданам жилых помещений, взамен признанных аварийными, обязав ответчика предоставить Федоровой Ольге Николаевне, Федорову Андрею Сергеевичу, Федорову Вадиму Андреевичу, Федоровой Алине Андреевне благоустроенное жилое помещение в границах города Новокузнецка общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления 13 кв.м., поскольку истцы проживают в жилом помещении в жилом доме, признанном аварийным и подлежащем сносу.
Доводы жалобы, что при разрешении данного спора следует руководствоваться нормами ст. 57 ЖК РФ, а положения ст. 87, 89 ЖК РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям, не опровергают правильность выводов суда.
Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В силу ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Как следует из положений ст. 89 ЖК РФ она подлежат применению при обращении с иском о выселении граждан органа государственной власти или органа местного самоуправления. Поскольку по данному делу с иском в интересах граждан обратился прокурор о предоставлении жилого помещении ввиду непригодности жилого помещения для проживания, непригодность подтверждена соответствующими заключениями компетентных органов, суд мотивировал свои выводы относительно применения норм ст.57 ЖК РФ тем, что требования заявлены прокурором в интересах граждан о предоставлении жилого помещения ввиду непригодности для проживания.
Предоставление жилья в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, таким образом, право истцов на предоставление жилого помещения в силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, то есть вне очереди, является обоснованным.
Ссылка в жалобе, что истцы на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях не состояли и не признаны в установленном законом порядке малоимущими, также не могут служить основанием для отмены судебного решения. Суд рассмотрел дело по заявленным требованиям, применив материальный закон, подлежащий применению к указанным правоотношениям, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ в соответствии с представленными доказательствами. Доводы о нарушении норм процессуального законодательства при рассмотрении данного дела также являются необоснованными.
В рассматриваемом случае положения ст. 89 ЖК РФ о предъявляемых к предоставляемому в связи со сносом дома жилому помещению требованиях подлежат применению с учетом положений ст. 57 ЖК РФ, устанавливающей для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае признания занимаемых ими жилых помещений непригодными для проживания и неподлежащими ремонту или реконструкции, право на получение жилых помещений вне очереди по норме предоставления жилой площади.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Доводы жалобы о самостоятельном изменении судом оснований иска также не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно п. 6. Постановления Пленума Верховного Суда " РФ " от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" обращено внимание судов, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон, следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
Доводы жалобы об отсутствии финансовой возможности для расселения истцов, являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили в решении суда надлежащую оценку.
При этом обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, ставшими непригодными для проживания, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления. Принятие Государственной программы по переселению граждан из ветхого жилья направлено на оказание дополнительной помощи в решении указанных социальных задач, но не является единственным способом выполнения своих обязанностей органом местного самоуправления.
Поэтому ссылка в жалобе на положения Федерального закона от 21.07.2007г. N 185-ФЗ "О Фонде действия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не может быть принята во внимание.
Иные доводы жалобы не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда. Законность и обоснованность решения суда проверена в пределах доводов жалобы.
С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка от 13 марта 2012 года ставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Новокузнецка - без удовлетворения.
Председательствующий Жуленко Н.Л.
Судьи Фатьянова И.П.
Черная Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.