Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего: Чуньковой Т.Ю.,
судей: Дударек Н.Г., Сорокина А.В.
при секретаре Третьяковой И.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Чуньковой Т.Ю. дело по апелляционной жалобе К.Л.С. на решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 10 мая 2012 года
по делу по иску К.Л.С. к администрации Топкинского городского поселения о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛА:
К.Л.С. обратилась в суд с иском к администрации Топкинского городского поселения о понуждении к действиям.
Свои требования истец мотивировала тем, что она относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. отца у нее не было с рождения, её мать лишена родительских прав. С 1999 года она воспитывалась в приюте, затем - в детском доме "Островок".
В 2007 г. она закончила МОУ "Средняя образовательная школа N", после окончания школы была направлена на учебу в ГОУ НПО Губернаторское профессиональное училище народных промыслов.
Жилье за ней не закреплялось, поэтому распоряжением Администрации МО "Город Топки и Топкинский район" от 13.04.2004 г. N 363-р она была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилой площади.
03.09.2009 г. ей была предоставлена комната в общежитии по адресу: "адрес", общей площадью 10,6 кв.м. Площадь данной комнаты ниже социальной нормы жилья на одного человека, по указанному адресу зарегистрировано 3 человека: истица и ее малолетние дети.
Согласно экспертному санитарно-эпидемиологическому заключению N 226 от 02.03.2012 г. комната, в которой она проживает вместе с детьми, не соответствует требованиям п.6, п.8.11 СП N 4719 "Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ".
Истец К.Л.С. просит суд обязать администрацию Топкинского городского поселения предоставить ей благоустроенное жилое помещение по месту жительства, в пределах Топкинского городского поселения, с учетом членов семьи, не менее нормы предоставления, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей".
В судебном заседании К.Л.С. уточнила заявленные требования, просила предоставить жилое помещение, исходя из нормы предоставления 13 кв.м. на одного человека, - на нее и двух несовершеннолетних детей в г. Топки. Суду истец пояснила, что комната, в котором она проживает с детьми, расположена на первом этаже, стена в комнате промерзает, на ней образуется наледь, пол в комнате из плитки всегда ледяной. В комнате отсутствует отопительный прибор, в связи с чем ее ребенок болеет простудными заболеваниями. Окно в комнате не открывается. Она за счет собственных средств провела воду в комнату.
Представитель администрации Топкинского городского поселения - Медончак Р.А., действующий на основании доверенности от 08.02.2012 г., выданной сроком на один год, исковые требованиями не признал, пояснив, что администрация Топкинского городского поселения не является надлежащим ответчиком по делу, т.к. в соответствие с Законом Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-ОЗ в полномочия администрации Топкинского городского поселения входит только постановка на учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья в соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.
Представитель администрации Топкинского муниципального района, привлеченной к участию в деле в качестве соответчика определением суда от 24.04.2012 г., Потапова Е.Н., действующая на основании доверенности N 01-31/108 от 17.04.2012 г., выданной срок до 17.08.2012 г., признала исковые требования в части наличия у администрации Топкинского муниципального района обязанности предоставить К.Л.С. жилое помещение, при этом пояснила, что очередь К.Л.С. на получение жилого помещения на сегодняшний день N, свободный жилой фонд отсутствует.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Топкинского муниципального района, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Доронина Н.А., действующая на основании доверенности N 01-31/114 от 19.04.2012г., выданной сроком на 2 года, требования истицы поддержала.
Решением Топкинского городского суда от 10 мая 2012 года постановлено: "Обязать администрацию Топкинского муниципального района предоставить К.Л.С., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение, общей площадью, не менее 13 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенное в границах "адрес".
В части иска о предоставлении К.Л.С. жилого помещения с учетом членов ее семьи - отказать".
В апелляционной жалобе К.Л.С. просит отменить решение суда как незаконное ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, указывая, что в силу положений Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ и настоящим законом, при этом в законе не уточняется, учитываются ли при предоставлении жилплощади члены семьи лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу положений п.5 ст.57, 58 ЖК РФ жилое помещение предоставляется с учетом состава семьи лица, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1203 не исключается возможность получения жилой площади с учетом членов семьи.
Представителем администрации Топкинского муниципального района Гераськиной Е.В., действующей на основании доверенности от 17.04.2012 г., принесены возражения относительно апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений относительно нее, выслушав пояснения представителя К.Л.С. - Корнева Н.Н., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с положениями абз.3 ст.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Материалами дела установлено, что К.Л.С. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать - ФИО12 была лишена родительских прав решением Топкинского городского суда от 11.05.1999 г., сведения об отце К.Л.С. не установлены.
На основании распоряжения администрации г. Топки от 28.05.1999 года, К.Л.С. была устроена в детское учреждение как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Распоряжением Администрации муниципального образования "Город Топки и Топкинский район" "Об утверждении списков на предоставление жилой площади" от 13.04.2004 г. N 363-р на основании заявления от 09.04.2004 года К.Л.С. в возрасте до 18 лет была поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в 2009 году после окончания пребывания К.Л.С. в образовательном учреждении, в связи с отсутствием у нее закрепленного жилого помещения, у органа исполнительной власти по месту жительства истицы, возникла обязанность предоставить ей вне очереди, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 13,0 кв.м. общей площади в черте г. Топки.
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч.1 ст.8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Законом Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии п. 3 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемым по договорам социального найма.
Распоряжением администрации Топкинского района от 29.12.2007 года N 1564-р установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 13,0 квадратных метров общей площади на одного человека, на семью из двух человек и более.
С учетом приведенных норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в данном случае обязанность по предоставлению жилого помещения следует возложить на администрацию Топкинского муниципального района, которой переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что жилое помещение предоставляется непосредственно только лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей без учета членов семьи, и оснований для удовлетворения требований К.Л.С. в части предоставления ей жилого помещения с учетом членов ее семьи - несовершеннолетних детей не имеется.
Указанный вывод следует из системного толкования норм Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Пунктом 3 ст. 3 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Таким образом, из содержания норм Закона Кемеровской области следует, что жилое помещение предоставляется именно на одного человека с учетом нормы предоставления, без указания на то, что жилое помещение может быть предоставлено с учетом членов семьи.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на нормах материального права, а доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 10 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Л.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.