судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Казачкова В.В.,
судей: Першиной И.В., Овчаренко О.А.,
при секретаре Д.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казачкова В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Междуреченского городского округа К.Н.А. на решение Междуреченского городского суда от 26 июня 2012 года
по иску С.А.О. к администрации Междуреченского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
С.А.О. обратился с иском в суд к администрации Междуреченского городского округа с требованиями о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что он является сиротой. Его родители С.О.М. и мать С.М.П. (после брака А.) С.М.П. по решению Междуреченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. В последствии ДД.ММ.ГГГГ мать умерла. После смерти матери он был помещен в детский "адрес", где находился на полном государственном обеспечении до ДД.ММ.ГГГГ. Затем поступил в "данные изъяты", где обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и находился также на полном государственном обеспечении, под опекой К.Р.П.. Своего жилья он не имеет. Родители квартиры также не имели. С 23.05.2007 года он состоит на очереди на получение жилого помещения как сирота, на 01.03.2012 года его очередь под N 216. Предоставить ему жилье вне очереди ответчик в досудебном порядке отказался.
В судебном заседании истец С.А.О. на удовлетворении исковых требований настаивал
Представитель МКУ "Комитет по жилищным вопросам" Г.А.В., действующая на основании доверенности от 10.01.2012 года, пояснила, что она возражает в предоставлении С.А.О. жилого помещения вне очереди, как нуждающемуся лицу из льготной категории граждан, так как предоставлением такого жилья будут нарушены права других лиц льготной категории, денежных средств из областного бюджета на эти цели выделяется не достаточно, что подтверждается поступающей из Кемеровской области информацией о финансировании жилых помещений, предусмотренных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате недостаточного финансирования страдают другие очередники.
В судебном заседании представитель МКУ УО "Комитет образования" В.Т.А., действующая на основании доверенности от 12.01.2012г., исковые требования поддержала, пояснив, что С.А.О. является сиротой, у него нет никакого жилья в собственности.
В судебном заседании представитель МКУ "УР ЖКК" Б.К.С., действующая на основании доверенности от 10.04.2012 года, исковые требования не признала, поддержав позицию представителя МКУ "Комитет по жилищным вопросам", полагая требования истца не основанными на законе.
В судебное заседание представитель администрации Междуреченского городского округа, представитель Комитета по управлению имуществом МО "Муниципальный городской округ", будучи извещенными надлежащим образом, не явились по неизвестной суду причине.
Решением Междуреченского городского суда от 26 июня 2012 года постановлено:
Исковое заявление С.А.О. к администрации Междуреченского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Междуреченского городского округа предоставить С.А.О. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. на территории города Междуреченска.
В апелляционной жалобе представитель администрации Междуреченского городского округа К.Н.А. с решением суда не согласна, просит его отменить.
Указывает, что судом не рассмотрен вопрос о том, выделяются ли администрации Междуреченского городского округа из бюджета Кемеровской области субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и если выделяются, то в каком количестве.
Поскольку МО "Междуреченский городской округ" в настоящее время недостаточно финансируется со стороны областного бюджета на выполнение возложенных государственных полномочий, следовательно, у органа местного самоуправления в лице администрации Междуреченского городского округа отсутствуют основания по исполнению полномочий по предоставлению жилых помещений детям ? сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Кроме того, судом не установлено, какая численность детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на получение жилья в настоящее время МКУ "Комитет по жилищным вопросам" и в связи с чем, сформировалась указанная очередь. Основной причиной наличия указанной очереди, является недостаточное выделение субвенций из бюджета Кемеровской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых, т.к. финансирование осуществляется в рамках лимитов согласно утвержденного Законом Кемеровской области от 12.12.2011 года N 133-03 "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", что так же не было исследовано судом. В настоящее время численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди на получение жилья в МКУ "Комитет по жилищным вопросам" более 300 человек.
Кроме того, за 2011 год Междуреченским городским судом было рассмотрено и вынесено в пользу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более 60 решений, что так же говорит о невозможности в дальнейшем исполнения судебных решений из-за нехватки субвенций из областного бюджета.
На апелляционную жалобу поданы возражения С.А.О.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что отцом С.А.О. является С.О.М., матерью - С.М.П. (л.д. 8).
Решением Междуреченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, С.М.П. и С.О.М. лишены родительских прав в отношении сына С.А.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 18-19).
В сообщении начальника отдела опеки и попечительства МКУ "Управление образованием Междуреченского городского округа" от 25.06.2012 года указано, что С.А.О. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители были лишены родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ мать умерла (л.д. 35).
Согласно справке, выданной начальником учета, распределения и приватизации муниципального жилищного фонда МКУ "Комитет по жилищным вопросам" от 13.03.2012 года, С.А.О. принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и включен в список внеочередного предоставления жилья, как ребенок, оставшийся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ, очередь на 01.03.2012 года N 216 (л.д. 14).
Согласно справке N 111, выданной Государственным предприятием Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области" Филиал N26 БТИ г. Междуреченска от 02.5.2012 года, С.А.О. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в числе собственников недвижимости на территории г. Междуреченска не значится (л.д. 15).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении С.А.О. отсутствуют сведения о правах на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (уведомление от 26.04.2012 года Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - л.д. 16).
На основании исследования совокупности письменных доказательств судом первой инстанции установлено, что С.А.О. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет собственного или закрепленного за ним жилья.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч.ч. 1-3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" регулирует полномочия государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществление гарантий прав ребенка. В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с ч. 3,4 ст. 49 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 и п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области N 124-ОЗ от 14.11.2005 года "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1, 2 ст. 1 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 16.05.2006 года N 67-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, настоящим Законом. Жилое помещение указанным лицам предоставляется в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом КО "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В связи с тем, что С.А.О. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, суд, исходя из положений ст. 57 ЖК РФ обоснованно пришел к выводу о том, что он имеет право на внеочередное получения жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
Судебная коллегия находит необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что недостаточность обеспечения финансовыми средствами из областного бюджета исключает ответственность органов местного самоуправления по приобретению жилья данной категории детей, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Выводы суда основаны на анализе действующего законодательства, мотивированы, соответствует требованиям закона и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела, которым дана правильная правовая оценка, согласно ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегии и не являются основаниями к отмене решения суда по изложенным мотивам. Доводы, изложенные в жалобе, приводились ответчиком в обоснование своих возражений относительно исковых требований, исследованы судом, этим доводам дана оценка, с которой судебная коллегия согласна.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда от 26 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Междуреченского городского округа К.Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Казачков
Судьи И.В. Першина
О.А. Овчаренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.