Апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Акининой Е.В.
и судей: Сорокина А.В., Хомутовой И.В.
при секретаре Ворожцовой Н.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Акининой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Б.Н.М. на решение Центрального районного суда г.Кемерово
от 05 июня 2012 года
по иску Б.Н.М. к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Кемеровской области о перерасчете пенсии, взыскании недоплаты
УСТАНОВИЛА:
Б.Н.М. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Кемеровской области о признании незаконным отказа в перерасчёте пенсии за выслугу лет, перерасчёте пенсии, взыскании недоплаты.
Заявленные требования мотивирует тем, что с 28 апреля 2007 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" ему назначена пенсия за выслугу лет пожизненно. Общая продолжительность его трудового стажа по состоянию на 24.04.2007 года составила 29 лет 07 месяцев 15 дней, выслуга лет - 29 лет 07 месяцев 15 дней.
В соответствии с положениями статьи 14 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 пенсия за выслугу 20 лет устанавливается в размере 50 % соответствующих сумм денежного довольствия, установленного статье 43 Закона, и за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
До 01.01.2012 г. пенсия за выслугу лет ему исчислялась в соответствии с приведёнными нормами из расчёта 77 % от сумм денежного довольствия, а с 01.01.2012 г. ответчик исчисляет ему пенсию за выслугу лет в размере 54 % от сумм денежного довольствия. На заявление о перерасчёте размера пенсии, с которым он обратился к ответчику, им получен отказ.
Считает действия ответчика незаконными и просил признать незаконным отказ Центра пенсионного обслуживания при ГУВД по Кемеровской области в перерасчёте пенсии за выслугу лет; обязать Центр пенсионного обслуживания при ГУВД по Кемеровской области произвести ему перерасчёт пенсии за выслугу лет и назначить её с 01.05.2012 г. в размере "данные изъяты"; взыскать с ответчика Центр пенсионного обслуживания при ГУВД по Кемеровской области недоплату пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2012 г. по 30.04.2012 г. в размере "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании Б.Н.М. и представитель истца Б.Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Г.С.А., действующий на основании доверенности, иск не признал.
Решением Центрального районного суда г.Кемерово от 05 июня 2012 года в удовлетворении исковых требований Б.Н.М. к Главному Управлению министерства внутренних дел России по Кемеровской области о перерасчёте пенсии, взыскании недоплаты отказано.
В апелляционной жалобе Б.Н.М. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что на момент назначения ему пенсии за выслугу лет, то есть по состоянию на 28.04.2007г., пенсия была исчислена в соответствии с положениями Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции от 21.12.2006 г., и составила 77 % сумм денежного довольствия, включающего в себя оклад по должности, оклад по званию, процентную надбавку за выслугу лет. Полагает, что принятие Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предполагает изменение порядка исчисления ранее назначенных пенсий. Полагает, что в статье 12 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2011 N 309-ФЗ, согласно которой размер пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012 г., подлежат пересмотру с указанной даты, речь идет о пересмотре размера пенсий в связи с изменением размера окладов по воинской должности и должностных окладов.
Считает, что изменение формулы расчёта ранее назначенных пенсий Федеральный закон Российской Федерации от 08.11.2011 N 309-ФЗ не предусматривает, применение положений закона к правоотношениям, возникшим ранее. Из буквального толкования положений статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2011 N 309-ФЗ не следует, что в отношении ранее назначенных пенсий изменяется формула расчёта, а положения статьи 43 подлежат применению при исчислении вновь назначенных с 01.01.2012 г. пенсий. Полагает, что иное толкование закона противоречит общим принципам законодательства и целям данного закона, призванного улучшить материальное положение пенсионеров. Ссылку ответчика на статью в журнале "Ветеран России" считает ненадлежащим доказательством по делу.
Главным Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области на жалобу принесены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав пояснения представителя Б.Н.М.- Б.Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области- Г.С.А., просившего решение суда оставить без изменения, проверив в соответствии с частью статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда правильным и не усматривает оснований для его отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 28.04.2007 года в соответствии со ст.ст. 14,43 Закона Российской Федерации N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" Б.Н.М. была установлена пенсия в размере 77 процентов суммы денежного довольствия, применяемого для исчисления пенсий.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с учётом изменений, внесённых федеральными законами от 01 июля 2011 г. N169-ФЗ и от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ в связи с изменением правового регулирования вопросов о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и пенсионеров из числа этих сотрудников.
Как предусмотрено пунктом "а" части 1 статьи 14 указанного Закона, пенсия за выслугу лет лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более, устанавливается в следующих размерах: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьёй 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
В силу статьи 43 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ статья 43 Закона Российской Федерации N 4468-1 изложена в новой редакции и дополнена частью второй, в соответствии с которой указанное (в части первой настоящей статьи) денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учётом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Частью 8 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года.
Положениями статьи 5 Федерального закона N 306-ФЗ предусмотрено, что в случае уменьшения размеров пенсий граждан, уволенных с военной службы, в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона и Федерального закона N 309-ФЗ за этими гражданами, уволенными с военной службы сохраняются размеры пенсий, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до приобретения ими права на пенсии в больших размерах на условиях, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, необходимость произвести перерасчёт пенсий, назначенных до 1 января 2012 года, с применением нового механизма исчисления пенсионного обеспечения прямо предусмотрена положениями статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ от 8 ноября 2011 года и статьи 5 Федерального закона N 306-ФЗ от 7 ноября 2011 года.
Как установлено судом, Б.Н.М. является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет истца составила 29 лет 07 мес. 15 дней.
Из материалов дела следует, что размер пенсии Б.Н.М. с 01 января 2012 года составляет "данные изъяты".(л.д.7).
Судом проверен произведённый ответчиком перерасчёт пенсии истца, выплачиваемой с 1 января 2012 года, и сделан верный вывод о соответствии расчёта приведённым правовым нормам.
Выводы суда подробно мотивированы в решении и являются правильными.
Никаких нарушений действующего законодательства при перерасчёте пенсии Б.Н.М. ответчиком не допущено.
Представленный истцом расчёт пенсии не соответствует приведённым правовым нормам.
В связи с изменением правового регулирования вопросов о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и пенсионеров из числа этих сотрудников ухудшения имущественного положения истца не произошло, и размер назначенной истцу пенсии превышает размер трудовых пенсий.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении предъявленного иска.
Фактически доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1 частью 1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Кемерово от 05 июня 2012 года -оставить без изменения, а апелляционную жалобу Б.Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.