Апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Акининой Е.В.
и судей: Сорокина А.В., Хомутовой И.В.
при секретаре Ворожцовой Н.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Акининой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе истицы В.Н.В. на решение Центрального районного суда "адрес"
от ДД.ММ.ГГГГ
по иску В.Н.В. к Контрольно-счетной палате Кемеровской области об отмене приказа о сокращении штатов, признании незаконной процедуры сокращения штатов
УСТАНОВИЛА:
В.Н.В. обратилась в суд с иском к Контрольно-счетной палате Кемеровской области об отмене приказа о сокращении штатов, признании незаконной процедуры сокращения штатов.
Заявленные требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ председателем Контрольно-счетной палаты Кемеровской области В.М.Г. издан приказ N "О сокращении штата контрольно-счётной палаты Кемеровской области", в соответствии с которым с 01 июля 2012 года подлежала сокращению занимаемая ею на основании срочного служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ должность аудитора контрольно-счётной палаты.
Из текста приказа следует, что основаниями сокращения штата являются Законы Кемеровской области от 26.04.2012 N 26-ОЗ "О внесении поправки в Устав Кемеровской области", от 26.04.2012 N 27-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области", Постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от 28.04.2012 N 1707 "О штатной численности контрольно-счётной палаты Кемеровской области" и приказ контрольно-счётной палаты Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении штатного расписания контрольно-счетной палаты Кемеровской области". На момент издания приказа N от ДД.ММ.ГГГГ ни один из указанных нормативных правовых актов не вступил в законную силу по причине отсутствия их официального опубликования, в связи с чем полагает, что данный приказ и мероприятия по сокращению штатов незаконны.
Кроме того, в соответствии с положениями пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", которым определено, что срок полномочий аудиторов контрольно-счётного органа не должен быть менее, чем срок полномочий законодательного (представительного) органа, таким образом, срок её полномочий не истёк, при расторжении контракта от ДД.ММ.ГГГГ он будет меньше срока законодательного (представительного) органа, что противоречит приведённой норме.
Ответчиком не была соблюдена процедура сокращения штата: не представлено уведомление с предложением вакантной должности в Контрольно-счётной палате Кемеровской области, не предоставлено уведомление о расторжении служебного контракта с ДД.ММ.ГГГГ с её подписью, не представлено уведомление в органы службы занятости ГУ ЦЗН г.Кемерово о предстоящем сокращении штата, не представлен приказ Контрольно-счётной палаты Кемеровской области об утверждении нового штатного расписания с 02.07.2012.
Просила признать незаконным и отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ N-к "О сокращении штата контрольно-счетной палаты Кемеровской области" и признать незаконными действия представителя нанимателя В.М.Г. по процедуре сокращения штатов.
В судебном заседании истица В.Н.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Е.С.Л., действующая на основании доверенности, иск не признала.
Третье лицо председатель Контрольно-счетной палаты Кемеровской области В.М.Г. в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Решением Центрального районного суда г.Кемерово от 09 июня 2012 года исковые требования В.Н.В. к Контрольно-счётной палате Кемеровской области о признании незаконным и отмене приказа председателя Контрольно-счётной палаты Кемеровской области В.М.Г. от ДД.ММ.ГГГГ N "О сокращении штата контрольно-счётной палаты Кемеровской области", признании незаконными действий представителя нанимателя В.М.Г. по процедуре сокращения штатов оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе В.Н.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими выяснению судом первой инстанции, являлись установление оснований для сокращения штатов, определение нормативно-правовой базы для издания обжалуемого приказа, выяснение соблюдения ответчиком требований законодательства о порядке проведения сокращения штатов, оценка действий ответчика на предмет их соответствия с требованиями действующего законодательства. Между тем, суд при рассмотрении дела не применил положения статей 31, 33 и 38 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части определения правовой природы обжалуемого приказа. В выводах суда отсутствуют обоснования того, что указанный приказ соответствует признакам правового акта государственного органа, как это предусмотрено статьей 33 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
Кроме того, суд не применил положения статьи 15 Закона Кемеровской области "О контрольно-счётной палате Кемеровской области" в части определения полномочий председателя контрольно-счётной палаты по изданию нормативно-правового акта контрольно-счётной палаты Кемеровской области, поскольку из содержания данной статьи не следует, что председатель контрольно-счётной палаты наделён полномочиями по изданию правовых актов этого государственного органа, а наделён полномочиями издавать приказы и указания лишь по вопросам внутренней деятельности палаты; также председатель наделён полномочиями представителя нанимателя, однако при этом, из содержания Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 N 79-ФЗ не следует, что представитель нанимателя наделён полномочиями по изданию приказов о сокращении должностей гражданской службы.
Также полагает, что суд при рассмотрении дела использовал ненадлежащие доказательства в части определения даты вступления актов в законную силу: использовал в качестве специалиста пояснения работника Центрального районного суда г.Кемерово, что противоречит требованиям статей 188 и 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела суд не дал оценку обжалуемому приказу и действиям председателя контрольно-счётной палаты Кемеровской области по изданию обжалуемого приказа и осуществлению действий, связанных с сокращением должности аудитора с учётом положений статьи 24 Закона Кемеровской области от 29.09.2011 N 95-ОЗ "О контрольно-счётной палате Кемеровской области" и Закона Кемеровской области от 25.08.1998 N 42-ОЗ "О контрольно-счётной палате Кемеровской области", согласно которым аудиторы контрольно-счётной палаты, назначенные до вступления в силу данного закона, осуществляют свои полномочия до истечения срока полномочий, на которые они назначены, то есть их полномочия прекращаются не позднее четырёх месяцев со дня работы нового созыва Совета народных депутатов Кемеровской области и не ранее дня принятия данным созывом постановления о назначении нового председателя и нового состава аудиторов контрольно-счётной палаты. Поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2012 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" срок полномочий аудиторов контрольно-счётного органа не должен быть менее, чем срок полномочий законодательного (представительного) органа, полагает, что срок её полномочий не истёк, при расторжении контракта от ДД.ММ.ГГГГ он будет меньше срока полномочий законодательного (представительного) органа, что противоречит приведённой норме.
Считает, что суд необоснованно указал в решении на то, что нормативные акты, послужившие основанием для издания обжалуемого приказа, не были обжалованы в установленном законом порядке. Тогда как на момент рассмотрения данного дела в Кемеровском областном суде находилось на рассмотрении заявление о признании недействующими ряда положений Закона Кемеровской области от 26.04.2012 N; 27-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области", о чём суду было известно.
Кроме того, полагает, что судом не была проверена законность процедуры сокращения штата: не исследован вопрос о направлении уведомления с предложением вакантной должности в Контрольно-счетной палате Кемеровской области", не исследован вопрос о направлении уведомления о расторжении служебного контракта со 02.07.2012 г., не исследован вопрос о направлении уведомления в органы службы занятости ГУ ЦЗН г.Кемерово о предстоящем сокращении штата, не исследован вопрос о фактическом сокращении штатов, не истребован приказ Контрольно-счётной палаты Кемеровской области об утверждении нового штатного расписания с 02.07.2012 г.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился истец В.Н.В. и не сообщила о причине неявки, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в её отсутствие на основании статьи 327, п.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя В.Н.В.- Н.В.П., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшего доводы жалобы, заслушав пояснения представителя Контрольно-счётной палаты Кемеровской области Е.С.Л., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просившей решение суда оставить без изменения, проверив в соответствии с частью статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда правильным и не усматривает оснований для его отмены.
Судом установлено, что В.Н.В. на основании Постановления Совета народных депутатов Кемеровской области N от ДД.ММ.ГГГГ и служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ проходит государственную гражданскую службу в должности аудитора контрольно-счётной палаты Кемеровской области.
ДД.ММ.ГГГГ председателем Контрольно-счётной палаты Кемеровской области издан приказ N "О сокращении штата контрольно-счётной палаты Кемеровской области, согласно которому на основании Законов Кемеровской области от 26.04.2012 года N 26-03 ""О внесении поправки в Устав Кемеровской области", Закона Кемеровской области от 26.04.2012 N 27-03 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области", Постановления Совета народных депутатов Кемеровской области от 28.04.2012 N1707 "О штатной численности контрольно-счётной палаты Кемеровской области" с 01.07.2012 года сокращается ряд должностей государственной гражданской службы, в том числе, и должность аудитора контрольно-счётной палаты Кемеровской области в количестве 6 единиц(л.д.7). Одновременно указанным приказом на консультанта отдела организационно-правовой и кадровой работы контрольно-счётной палаты Кемеровской области Б.Т.Е. возложена обязанность по проведению предусмотренных действующим трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе мероприятий, связанных с предстоящим сокращением должностей государственной гражданской службы Кемеровской области.
В.Н.В. полагает, что данный приказ и начатые в отношении неё на основании данного приказа мероприятия по сокращению штата работников являются незаконными в связи с тем, что нормативные правовые акты, послужившие основанием для издания приказа, не вступили в законную силу по состоянию на 28.04.2012 года, так как не были опубликованы.
Проверив указанные доводы В.Н.В., суд пришёл к правильному выводу, что они не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
В соответствии со ст. 41 Закона Кемеровской области от 19 января 2004 года N 1-ОЗ "О Совете Народных Депутатов Кемеровской области" официальным печатным изданием Совета народных депутатов Кемеровской области является "Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области", кроме того, акты, принятые Советом Народных Депутатов Кемеровской области, могут быть официально опубликованы в иных изданиях (средствах массовой информации) в случаях, предусмотренных законами Кемеровской области
В соответствии со ст. 41-1 закона от 19.01.2004 N 1-03 "О Совете Народных Депутатов Кемеровской области" Совет народных депутатов Кемеровской области издает собственное электронное средство массовой информации - сайт "Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области" (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - zakon.sndko.ru).
На сайте "Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области" публикуются Устав Кемеровской области, законы Кемеровской области о внесении поправок в Устав Кемеровской области, законы Кемеровской области, постановления Совета народных депутатов Кемеровской области.
Как видно из материалов дела и установлено судом, законы Кемеровской области N 26-ОЗ и N27-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области", касающиеся изменения состава и структуры контрольно-счётной палаты Кемеровской области были официально опубликованы 27 апреля 2012 года на сайте "Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области" и вступили в законную силу на следующий день после официального опубликования, то есть 28 апреля 2012 года.
В соответствии с законом Кемеровской области от 29.09.2011 N 95-ОЗ( в ред. от 26.04.2012) "О контрольно-счётной палате Кемеровской области" штатная численность контрольно-счётной палаты устанавливается постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области(п.6).
Структура и штатное расписание контрольно-счётной палаты утверждаются председателем контрольно-счётной палаты (п.7).
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения, закреплённого действующим законодательством порядка увольнения и гарантий.
Исходя из вышеизложенного суд пришёл к правильному выводу, что оспариваемый истицей приказ издан в соответствии с требованиями действующего законодательства, уполномоченным лицом- председателем контрольно-счётной палаты В.М.Г., поэтому оснований для признания его незаконным по основаниям, указанным истицей, не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст.12 ГК Российской Федерации.
По смыслу ст.11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление заявления (иска) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований В.Н.В., суд пришёл к верному выводу, что на этапе рассмотрения настоящего дела не может быть установлено нарушение прав истца при проведении процедуры сокращения штата, поскольку служебный контракт с нею не расторгнут. На момент вынесения решения по делу мероприятия по сокращению должности, занимаемой В.Н.В., окончены не были, следовательно, процессуальных оснований для проведения проверки соблюдения работодателем требований законодательства при проведении процедуры сокращения штата не имелось. В случае незаконного увольнения истицы она не лишена права на судебную защиту с целью восстановления своих нарушенных прав и законных интересов.
Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, при этом судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведённым в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах содержащихся в ней доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1 частью 1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Кемерово от 09 июня 2012 года-оставить без изменения, апелляционную жалобу В.Н.В.-без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.