судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Казачкова В.В.,
судей: Першиной И.В., Овчаренко О.А
при секретаре Д.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казачкова В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления ПФ Российской Федерации (ГУ) в г. Междуреченске Кемеровской области Ш. на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 30.07.2012 года
по иску Ш.Н.А. к УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в уточнении пенсионного капитала, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛА:
Ш.Н.А. обратился в суд с иском к УПФР в г. Междуреченске
Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в уточнении пенсионного капитала, взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что с 27.09.2011 года Ш.Н.А. назначена трудовая пенсия по старости по основаниям, предусмотренным ст. 27.1.1 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях".
При подсчете специального стража ответчиком не включен период прохождения им службы в армии с 12.05.1971 года по 14.05.1973 года (2 года 0 месяцев 2 дня), в связи с чем, 06.06.2012 года он обратился к ответчику с заявлением о зачете указанного периода в специальный стаж.
Однако, решением N 280613/12 ему отказано в зачете в специальный стаж периода прохождение военной службы, поскольку Правилами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N516 включение периода прохождения действительной военной службы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27,28 ФЗ "о трудовых пенсиях в РФ" не предусмотрен.
Считает данный отказ необоснованным, т.к. в период прохождения им военной службы в армии действовали положения о порядке назначения и выплат государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, согласно п.109 которого при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости приравнивается либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Ш.Н.А. до службы в армии работал подземным горнорабочим 1 разряда на шахте "данные изъяты", после армии он работал подземным доставальщиком-такелажником на шахте "данные изъяты". Эти периоды работы учтены пенсионным фондом в подсчет специального стажа.
Просил суд признать незаконным решения Пенсионного
фонда от 07.06.2012 года N 280613/12 об отказе в уточнении пенсионного
капитала, обязать Управление пенсионного Фонда РФ в г. Междуреченске назначить зачесть в подсчет специального стажа по основанию,
предусмотренному п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ периода прохождения
действительной военной службы в рядах Советской Армии с 12.05.1971 года по 14.05.1973 года, перерасчете пенсии с даты назначения - 27.09.2001 года.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 30.07.2012 года постановлено:
Признать незаконным решение УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области N 280613/12 от 07.06.2012 года.
Обязать УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области зачесть в специальный стаж Ш.Н.А. по основаниям, предусмотренным п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года период прохождения действительной военной службы в рядах Советской армии с 12.05.1971 года по 14.05.1973 года и произвести ему перерасчет трудовой пенсии по старости с даты ее назначения - 27.09.2001 года.
Взыскать с УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области в пользу Ш.Н.А. судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей, затраченные на уплату государственной пошлины, "данные изъяты" рублей на оплату услуг представителя.
В апелляционной жалобе начальник УПФ РФ (ГУ) в г. Междуреченске КО Ш. просит решение суда отменить полностью.
Досрочная трудовая пенсия за работу в подземных условиях назначается по пп. 1 п. 1 ст. 27 и пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Период с 12.05.1971 года по 14.05.1973 года - прохождение службы в составе вооруженных сил в подсчет специального стажа в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" включить нельзя, т. к. данной статьей предусмотрено назначение пенсии лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от и возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Указывает, что постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 фактически утратило свою силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Федеральным законом "О государственных пенсиях в РФ" N 340-1 в соответствии со ст. 90 служба в армии включалась только в общий трудовой стаж.
Закон РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 впервые закрепил право на пенсию по выслуге лет (т.е. независимо от возраста).
Право на подобный вид пенсии имели граждане непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста (ст. 78 Закона ДО 340-1). В дальнейшем этот вид пенсии был предусмотрен пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно п. 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работax с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
При этом суд не учел, что подпункты "а" и "б" включают в себя работы предусмотренные Списками N1 и N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и льготных размерах, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 02.08.1956 N1173.
На апелляционную жалобу Ш.Н.А. поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
На основании ст. 19 ФЗ N 173 - трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно п.п. 7-13 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:- каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца; - каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, - за 9 месяцев. Судом первой инстанции установлено, что с 27.09.2001 года Ш.Н.А. является получателем трудовой пенсии по старости по п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального закона " трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года, что подтверждается копией решения УПФР N 1423 от 03.10.2001 года ( л. д. 24).06.06.2012 года истец обратился в УПФ РФ в г. Междуреченске Кемеровской области с заявлением о зачете периода службы в армии, в специальный стаж по Списку N1 (подземные условия) за период с 12.05.1971 года по 14.05.1973 года.Решением УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области N 280613/12 от 07.06.2012 года истцу отказано в уточнении пенсионного капитала за отсутствием оснований для зачета в специальный стаж спорного периода (л.д. 8, 9).09.09.1969 года истец был принят на работу на шахту "данные изъяты" подземным рабочим 1 разряда, 03.05.1971 года он был уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии. Службу в рядах Советской Армии истец проходил с 12.05.1971 года по 14.05.1973 года. После окончания службы в рядах Советской Армии истец продолжил работу подземным доставальщиком-такелажником на шахте "данные изъяты" с 22.06.1973 года.Период службы в рядах Советской Армии подтверждаются записями, содержащимися в копии трудовой книжки и копии военного билета (л.д. 13,14, 11).Истец был занят полный рабочий день на подземных горных работах по добыче угля, руды. В специальный стаж истцу ответчиком был включен, как период его работы подземным рабочим 1 разряда до службы в Вооруженных Силах СССР - с 09.09.1969 года по 03.05.1971 года, так и период его работы горнорабочим подземным доставальщиком-такелажником после службы в Вооруженных Силах СССР - с 22.06.1973 года по 01.11.1973 года.Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный период службы в армии относится к периодам деятельности до 01.01.2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, поэтому данный период подлежит включению в льготный стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции и исходит при этом из следующего. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. При разрешении настоящего спора имеет правовое значение данное разъяснение Конституционного Суда РФ, в связи с чем следует учитывать, что в спорный период времени (с 03.08.1972 года) действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590. Подпунктом "к" п. 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Поскольку период службы истца в рядах Советской Армии имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-п и от 24.05.2001 г. N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О. Кроме того, и до периода службы по призыву, и после нее истец работал по специальности, дающей ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.Принимая во внимание, что трудовая пенсия назначена истцу с 27.09.2001 года без учета спорного периода службы в армии, суд, учитывая положения ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", обоснованно пришел к выводу о том, что невключение спорного периода в специальный стаж истца Пенсионным фондом фактически лишило его права на определение размера пенсии, подлежащего установлению с учетом продолжительности стажа на соответствующих работах с момента ее назначения, т.е. с 27.09.2001 года, в связи с чем счел заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Судебная коллегия находит указанные выше выводы суда правильными, основанными на материалах дела и требованиях действующего пенсионного законодательства.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда, в обжалованной части, является законным и обоснованным и оснований для его отмены в этой части исходя из доводов жалобы, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам возражений ответчика на заявленные требования, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, не опровергают правильность его выводов, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 30.07.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника УПФ РФ (ГУ) в г. Междуреченске КО Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий: Казачков В.В.
Судьи: Першина И.В.
Овчаренко О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.