Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.,
судей: Лавник М.В., Евтифеевой О.Э.,
при секретаре: Козловой Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой Т.В.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г.Новокузнецка Кемеровской области
на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 27 марта 2012 года
по делу по иску ФИО1 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г.Новокузнецка Кемеровской области о восстановлении пенсионных прав,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г.Новокузнецка Кемеровской области (далее УПФР в Центральном районе г.Новокузнецка), после уточнения исковых требований просила признать незаконным отказ УПФР в Центральном районе г.Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности; обязать УПФР в Центральном районе г.Новокузнецка зачесть ей в стаж медицинской деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 4 года 8 месяцев 17 дней; обязать УПФР в Центральном районе г.Новокузнецка назначить ей досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР в Центральном районе г.Новокузнецка с просьбой назначить пенсию по выслуге лет, так как выработан 30-летний медицинский стаж.
ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано во включении в трудовой стаж времени работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры в яслях/саду N, принадлежащему на тот момент отделу дошкольных учреждений " "данные изъяты"". В качестве обоснования отказа Фонд сослался на то, что учреждение "ясли/сад" не входит в список медицинских учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию.
Считает, что указанный период ее работы следует рассматривать с учетом действовавших во время трудовых отношений законов и подзаконных актов. К ним относятся: Закон СССР "О государственных пенсиях" (ст. 58) от 14.07.1956 года; постановление СМ СССР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17.12.1959 года N 1397. То есть, указанный период ее работы должен быть включен в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала.
Представитель УПФР в Центральном районе г.Новокузнецка Блинова И.А. возражала против исковых требований.
Решением Центрального районного суда Кемеровской области от 27 марта 2012 года постановлено:
"Признать незаконным решение комиссии Управления ПФР в Центральном районе гор. Новокузнецка по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в назначении досрочной трудовой пенсии.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе гор. Новокузнецка включить в специальный трудовой стаж ФИО1 период работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в отделе дошкольных учреждений, ясли-са "адрес" назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ".
В апелляционной жалобе представитель в Центральном районе г.Новокузнецка Блинова И.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение.
Указывает, что учреждение "ясли/сад" не входит в список учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 3 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N173-Ф3 право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном Пенсионном страховании в Российской Федерации" при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим федеральным законом.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. N173-Ф3 трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, установленного ст. 7, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.
На основании п. 7 ст. 18 названного Федерального закона РФ решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N173-Ф3, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных - муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N173-Ф3, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях типа (рабочем поселке) - год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень) год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Пунктом 3 Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N1066 предусмотрено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N464, а периоды после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N1066 от 22.09.1999г.
Судом первой инстанции установлено, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 работала в должности старшей медсестры в отделе дошкольных упреждений, ясли-са "адрес", что подтверждается записью в трудовой книжке и архивной справкой.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в УПФР в Центральном районе г.Новокузнецка с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Комиссией УПФР в Центральном районе г.Новокузнецка по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение N об отказе ФИО1 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с отсутствием требуемого 30-ти летнего специального стажа.
Данный отказ был мотивирован отсутствием оснований засчитать ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ".
Отказывая ФИО1 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, УПФР в Центральном районе г.Новокузнецка указало на то, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных муниципальных учреждениях, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N464, номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава от 03.11.1999 года N395, Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Правительством РФ от 22.09.1999 года N1066 и от 29.10.2002 года N781 учреждение "ясли-сад" не предусмотрено.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение УПФР в Центральном районе г.Новокузнецка N от ДД.ММ.ГГГГ и обязал УПФР в Центральном районе г.Новокузнецка зачесть в специальный стаж ФИО1 период работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в отделе дошкольных упреждений, ясли-са "адрес" виду следующего.
Периоды работы ФИО1 в должности старшей медицинской сестры в яслях-саду относились к периоду до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам, следовательно, необходимо применить к части трудовой деятельности истца законодательство, действующее в соответствующий период трудовой деятельности ФИО1.
Утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, в объединенных яслях-садах, а в графе "наименование должностей" указаны медицинские сестры независимо от наименования должности, поскольку ясли-сад относились к учреждениям здравоохранения.
Следовательно, спорный период лечебной работы ФИО1 в должности старшей медицинской сестры в яслях-саду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежал включению в специальный стаж работы истицы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", который с учетом спорного периода на дату обращения к ответчику ДД.ММ.ГГГГ составил 31 года 8 месяцев 29 дней.
Доводы апелляционной жалобы о том, что учреждение "ясли/сад" не входит в список учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию, основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства и опровергаются утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N1397 Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, действовавшими в спорный период работы истицы.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования в суде первой инстанции, и заключаются в неправильном толковании норм пенсионного законодательства.
Разрешая дело, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил и истолковал нормы материального права - пенсионного законодательства, действовавшего в спорный период времени с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ о применении законодательства, при оценке пенсионных прав, действовавшего в спорный период. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна. Суд отразил в решении результаты оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений и привел в решении мотивы, по которым он не согласен с доводами ответчика.
Решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы не подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 27 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.