Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.,
судей: Лавник М.В., Евтифеевой О.Э.,
при секретаре: Козловой Н.О.,
с участием прокурора Чичина С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой Т.В.,
гражданское дело по апелляционной жалобе ООО " "данные изъяты""
на решение Рудничного районного суда г.Кемерово от 07 февраля 2012 года
по делу по иску Кемеровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" о признании незаконным бездействия по не проведению расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1, 2, 3 кварталы 2011 года и по невнесению такой платы за указанные периоды, обязании произвести названный расчет и в соответствии с ним внести плату,
УСТАНОВИЛА:
Кемеровский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к ООО " "данные изъяты"" о признании незаконным бездействия по не проведению расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1, 2, 3 кварталы 2011 года и по невнесению такой платы за указанные периоды, обязании произвести названный расчет и в соответствии с ним внести плату.
Требования мотивированы тем, что в результате проверки установлено, что ответчик не производил расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй и третий кварталы 2011 г., не предоставлял такие расчеты в территориальный орган Росприроднадзора, не вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй и третий кварталы 2011 г.
Обязанность хозяйствующих субъектов по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду установлено в силу ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства РФ от 28.08.1992г. N 632, от 12.06.2003г. N 344 и от 13.09.2003г. N717, Инструктивно-методических указаний Министерства охраны окружающей среды по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, ст. 51, 57 и 62 БК РФ.
Ответчик осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией подвижного состава и подъездных путей необщего пользования, а именно перевозку грузов железнодорожным транспортом по путям необщего пользования, примыкающим к станции "данные изъяты" - филиала ОАО " "данные изъяты"". Технический парк ответчика образован одним тепловозом модели ТЭМ 2. ПТУ является опасным производственным объектом. Ростехнадзором выдано свидетельство о регистрации опасного производственного объекта - участок транспортировки опасных веществ железнодорожным транспортом от 18.09.2008г. со сроком действия до 18.09.2013г., имеется лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов от 03.12.2008г. со сроком действия до 03.12.2013г., утверждено заключение экспертизы промышленной безопасности. Штат работников ответчика составляет 25 должностей.
В своей деятельности ответчик образует мусор от бытовых помещений; отходы бумаги; отходы от обслуживания подвижного состава, в том числе обтирочный материал, загрязненный маслами, металлический лом и т.д., а также производятся выбросы в атмосферный воздух от передвижных источников.
Посредством образования и размещения указанных отходов, а также выбросов в атмосферный воздух, ответчик оказывает негативное воздействие на окружающую среду, но в нарушение указанных положений федерального законодательства не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, не предоставляет данный расчет в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области и не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании прокурор ФИО7 поддержал иск.
Представитель ответчика ООО " "данные изъяты"" ФИО8 признала иск в части несвоевременности представления расчета и оплаты, пояснив, что в настоящее время нарушения устранены.
Решением Рудничного районного суда г.Кемерово от 07 февраля 2012 года постановлено:
"Удовлетворить частично иск Кемеровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" о признании незаконным бездействия по непроведению расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1, 2, 3 кварталы 2011 года и по невнесению такой платы за указанные периоды, обязании произвести названный расчет и в соответствии с ним внести такую плату.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты" "данные изъяты"", выразившееся в несвоевременном представлении в уполномоченный орган расчета и внесении платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1,2, 3 кварталы 2011 года.
Отказать в удовлетворении остальной части иска".
В апелляционной жалобе представитель ООО " "данные изъяты"" ФИО8 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО " "данные изъяты"" ФИО8, поддержавшую доводы жалобы, прокурора отдела Кемепровской областной прокуратуры ФИО6, просившего решение оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 1 Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1).
Согласно п. 1 ст. 16 указанного закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно п. 2 ст. 16 указанного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно п. 3 ст. 16 указанного закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ.
Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (пункт 1), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Во исполнение названного Постановления Правительства РФ Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (Приказ от 26.01.1993, зарегистрированный Минюстом РФ 24.03.1993 N 190).
Приказом Ростехнадзора РФ от 05.04.2007 N 204 утверждена форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно вышеназванному законодательству и указанному Порядку такой расчет осуществляется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с названными видами вредного воздействия на окружающую среду.
С учетом внесения изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, пп. "а" п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717, вопросы администрирования доходов бюджетной системы РФ в части платы за негативное воздействие на окружающую природную среду отнесены к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Поэтому Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется, а внесение платы производится в соответствующий орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N, срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии со ст. 51, 57 и 62 БК РФ предусмотрено зачисление платы за негативное воздействие на окружающую среду: в федеральный бюджет по нормативу 20%, в бюджет субъектов РФ по нормативу 40%, в бюджет муниципальных районов и городских округов по нормативу 40%.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-O пришел к выводу, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду по своей природе являются фискальным сбором.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п. 4 настоящей статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно п. 4 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:
1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации;
4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.
Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
На основании п. 8 ст. 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Судом первой инстанции установлено, что ООО " "данные изъяты"" является субъектом, обязанным на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается как сведениями о его хозяйственной деятельности, представленными им самим, так и результатами проведенной прокурорской проверки, что признано представителем ответчика ФИО8 в суде первой инстанции.
Согласно пояснениям представителя ответчика расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2011 год, а соответственно, и за 1-3 кварталы его, был представлен в Управление Росприроднадзора только 26.01.2012 года, что подтверждается соответствующе отметкой об этом сотрудника указанного органа, а плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с расчетом в размере "данные изъяты" рублей внесена 26.01.2012 года, что подтверждается платежным поручением.
Следовательно, Общество своевременно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (календарный квартал), не выполнило свои обязанности по предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внесло такую плату.
Такие обязанности были выполнены только ДД.ММ.ГГГГ, в то время как иск прокурора был предъявлен ДД.ММ.ГГГГ
Прокурор не оспаривал представление расчета Обществом в уполномоченный орган, как и не оспаривал факт дачи Обществом банку поручения на платеж в пользу Управления Росприроднадзора по Кемеровской области и исполнение платежного поручения банком.
Как видно из самого платежного поручения оно является исполненным, т.к. в нем имеется указание о списании со счета плательщика указанной в нем суммы ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о наличии на счете плательщика достаточного денежного остатка на день платежа, об отсутствии других первоочередных требований, предъявленных к счету плательщика, а также подтверждает тот факт, что Общество не отзывало и не могло отозвать платежное поручение. Назначение платежа, сумма, КБК, код ОКАТО, ИНН и КПП плательщика, получателя совпадают с указанными в принятом Росприроднадзором расчете платы.
Доказательств возврата Росприроднадзором, как уполномоченным на открытие и ведение лицевых счетов плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду), внесенной платы, неправильного указания банковских реквизитов получателя платежа, суду не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", выразившееся в несвоевременном представлении в уполномоченный орган расчета и внесении платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1,2, 3 кварталы 2011 года, поскольку на момент предъявления прокурором иска имело место быть незаконное бездействие Общества по не проведению расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1, 2, 3 кварталы 2011 года и по невнесению такой платы за указанные периоды, поэтому требования прокурора в части признания незаконным бездействия Общества, выразившегося в несвоевременном представлении расчета и внесения указанной платы.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
Доводы апелляционной жалобы о том, суд первой инстанции вышел за рамки исковых требований являются несостоятельными и опровергаются установленными обстоятельствами данного дела, поскольку из протокола судебного заседания усматривается, что прокурор просил признать незаконным бездействие ООО " "данные изъяты"", выразившееся в несвоевременном представлении в уполномоченный орган расчета и внесении платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1,2, 3 кварталы 2011 года.
Утверждение о том, что ООО " "данные изъяты"" не относится к числу предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не может служить поводом к отмене решения, поскольку в суде первой инстанции данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому решение является законным и обоснованным, и оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рудничного районного суда г.Кемерово от 07 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.