Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей Рыжониной Т.Н. и Чудиновой Т.М.,
при секретаре Калашниковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугровой Н.М. гражданское дело по апелляционной жалобе генерального директора ОАО " Т-С" О.Н. на решение Заводского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 06 июня 2012 года
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" к ОАО " Т-С" о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" обратилось в суд с иском к ОАО " Т-С" о понуждении к совершению действий.
Требования обоснованы тем, что в ходе проведения плановой выездной проверки ООО ЖКХ " С" установлено, что ООО ЖКХ " С" согласно представленному договору N от ДД.ММ.ГГГГ оказывает возмездное выполнение работ и предоставление исполнителем заказчику (ОАО " Т-С") по техническому обслуживанию и содержанию инженерных сетей, оборудования, осуществлением контроля за потреблением коммунальных услуг юридическими лицами на территории "адрес", в том числе, в "адрес".
В договоре N от ДД.ММ.ГГГГ ОАО " Т-С" не предоставляет ООО " С" полномочия по разработке проектов санитарной охраны скважин (далее ЗСО) организации ЗСО скважин в населенных пунктах "адрес", в том числе в "адрес".
Таким образом, ОАО " Т-С" оставляет за собой работы по разработке проектов санитарной охраны скважин, организации ЗСО в населенных пунктах "адрес", в том числе, в "адрес". По результатам плановой проверки ООО " С" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, проведено административное расследование ОАО " Т-С". Проведено обследование артезианских скважин с проведением лабораторных исследований питьевой воды из источников, разводящих сетей, осмотр территорий артезианских скважин. Водоснабжение населенного пункта "адрес" осуществляется от одной артезианской скважины, расположенной за населенным пунктом, в поле. Павильон скважины состоит из железобетонных плит, павильон закрывается на замок, не огорожен, ЗСО 1 пояса скважины не организована (возможность организации ЗСО 1 пояса имеется).
Таким образом, ОАО " Т-С" нарушает действующее санитарное законодательство.
Истец просил суд обязать ОАО " Т-С"" обеспечить разработку и согласование проекта организации зоны санитарном охраны водозабора в д. "адрес" в установленном законом порядке в соответствиями с требованиями СанПин 2.1.4.1110 - 02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13, 1.17; обеспечить организацию зоны санитарной охраны скважины в д. "адрес" в соответствии с проектом организации зоны санитарной охраны водозабора согласно требований СанПин 2.1.4.1110 - 02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 2.2.1.1, 3.2.1.1; установить ответчику в соответствии с со ст. 206 ГК РФ срок для совершения указанных действий до 15.10.2012 года.
Представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес", О.Н., действующая на основании доверенности от 10.01.2012 г., в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ОАО " Т-С", М.А., действующий на основании доверенности от 01.09.2011 г. сроком до 31.12.2012 года, в судебном заседании исковые требования, заявленные истцом, не признал, представил отзыв (л.д.37-39, 60).
Представитель третьего лица ООО " С" В.Н., действующий на основании Устава, пояснил, что ООО " С" не является лицом, которым эксплуатирует скважину, а лишь оказывает услуги по техническому обслуживанию объекта.
Представитель третьего лица Администрации Кемеровского муниципального района, Е.В., действующая на основании доверенности от 28.12.2011 г., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 06 июня 2012 года постановлено:
Обязать ОАО " Т-С" ( "адрес") обеспечить разработку и согласование проекта организации зоны санитарной охраны водозабора в д. "адрес" в установленном законом порядке в соответствиями с требованиями СанПин 2.1.4.1110 ? 02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" п.п. 1.3,1.4, 1.5,1.6, 1.11, 1.13, 1.17.
Обеспечить организацию зоны санитарной охраны скважины в д. "адрес" в соответствии с проектом организации зоны санитарной охраны водозабора согласно требований СанПин 2.1.4.1110 - 02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 2.2.1.1, 3.2.1.1.
Установить ОАО " Т-С" ( "адрес") срок для совершений указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ
В апелляционной жалобе генеральный директор ОАО " Т-С" О.Н. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Указывает, что суд не дал должной оценки тому обстоятельству, что между ОАО " Т-С" и ООО " С" заключен договор N на выполнение работ и оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 2.1.2. которого ООО " С" обязан оказывать ОАО " Т-С" услуги и выполнять работы по оформлению и организации санитарных зон, в соответствии с требованиями СанПиН, ограждению санитарных зон и обозначению зон указателями, то есть обязанность по оформлению и организации зон санитарной охраны возложена на ООО " С".
Из письма Администрации Кемеровского муниципального района от 03.05.2012 г., следует, что Администрацией Кемеровского муниципального района формируется долгосрочная целевая программа по проектированию и устройству санитарных зон скважин, в соответствии с которой запланирован следующий срок разработки проекта зон санитарной охраны скважин в "адрес" - июль 2013 г., а устройство зон санитарной охраны скважин запланировано выполнить до сентября 2013 г., то есть собственник скважин планирует самостоятельно за счет бюджетных средств выполнить работы по разработке проекта зон санитарной охраны скважин, а также устройство зон санитарной охраны скважин в "адрес":
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ОАО " Т-С" М.А. (доверенность от 01.09.2011 г.), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего решение суда отменить, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" О.Н. (доверенность от 10.01.2012 г.), возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Согласно ст. 5 п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При этом, для водных объектов (в том числе и подземных), используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", несоблюдение государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих санитарно - эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), создаёт угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Часть 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пп. 1-3 ст. 11 Федерального закона ФЗ - 52 от 30.03.1999 "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, и предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно пп. 1-4 ст. 18 Федерального закона ФЗ ? 52 от 30.03.1999 "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ), водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения," а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских к сельских населенных пунктов (далее -водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека; критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами; использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно пп. 1,3 ст. 39 Федерального закона ФЗ - 52 от 30.03.1999 г. "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ), на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1.3 Постановления Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" 2.1.4.1110-02, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1.4. постановления, зоны санитарно охраны далее ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.5. постановления, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения; второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения; санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой; в каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно п. 1.6 постановления, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; при разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Согласно п. 1.11 постановления проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Согласно п. 1.13 постановления, проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п. 1.17 постановления, отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Согласно п. 2.2.1.1 постановления, водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании; граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод; граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин; для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Согласно п. 3.2.1.1 постановления, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Согласно ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки N 2695 от 17.11.2011 г., на основании Федерального закона от 30.03.1999 N 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294 - ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и Муниципального контроля", распоряжения и.о. руководителя Управления Е.И. N от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью " С" с целью осуществления государственного санитарно - эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в соответствии с ежегодным планом проведении плановых проверок на 2012 год (л.д. 4-5).
Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО " С" согласно представленного договора N от ДД.ММ.ГГГГ оказывает возмездное выполнение работ и предоставление исполнителем заказчику (ОАО " Т-С") по техническому обслуживанию и содержанию инженерных сетей, оборудования, осуществлением контроля за потреблением коммунальных услуг юридическими лицами на территории "адрес", в том числе в "адрес". В договоре N от ДД.ММ.ГГГГ ОАО " Т-С" не предоставляет ООО " С" полномочия по разработке проектов санитарной охраны скважин (далее ЗСО) организации ЗСО скважин в населенных пунктах "адрес", в том числе в "адрес".
Таким образом, ОАО " Т-С" оставляет за собой работы по разработке проектов санитарной охраны скважин, организации ЗСО в населенных пунктах "адрес", в том числе в "адрес" (л.д. 6-9).
Согласно определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ, проведено административное расследование в отношении ОАО " Т-С", в соответствии с которым было проведено обследование артезианских скважин с проведением лабораторных исследований питьевой воды из источников, разводящих сетей. В ходе проведения административного расследования проведен осмотр территорий артезианских скважин. Установлено, что водоснабжение населенного пункта "адрес" осуществляется от одной артезианской скважины, расположенной за населенным пунктом, в поле.
Павильон скважины состоит из железобетонных плит, павильон закрывается на замок, не огорожен, ЗСО 1 (один) пояса скважины не организована (возможность организации ЗСО 1 пояса имеется) (л.д. 10-11).
Согласно договору N аренды специализированного муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района (арендодатель) и ОАО " Т-С" (арендатор) заключен договор, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору во временное возмездное владение и пользование муниципальное движимое и недвижимое имущество первоначальной стоимостью "данные изъяты" рублей, расположенное по "адрес" (имущество), для осуществления деятельности по его содержанию, обслуживанию и эксплуатации в целях обеспечения нормального функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства "адрес" (л.д. 15-18).
Согласно п. 3.3.3 договора аренды арендатор обязан не допускать передачи имущества третьим лицам и иным образом отчуждать имущество без согласия арендодателя (л.д. 16).
Согласно договору N на выполнение работ и оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, между ОАО " Т-С" (заказчик) и ООО " С" (исполнитель) заключен договор, в соответствии с которым предметом настоящего договора является возмездное выполнение работ и предоставление, исполнителем заказчику услугу по техническому обслуживанию и содержанию инженерных сетей, оборудования, осуществлением контроля за потреблением коммунальных услуг юридическими лицами на территории населенных пунктов "адрес", в том числе "адрес" (л.д. 19-21).
Согласно п. 2.1.2 договора N 11 на выполнение работ и оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, ООО " С" обязан оказывать ОАО " Т-С" услуги и выполнять работы в порядке, установленном действующим законодательством РФ и настоящим договором, а именно: круглосуточное техническое обслуживание и содержание инженерных систем холодного водоснабжения, скважин (в том числе: проведение ревизий артезианских скважин и оборудования поверхностных водозаборных сооружений, поддержание вы исправном состоянии запорно-двигательной арматуры, утепление павильонов скважин, очистка от мусора и снега прилегающей к скважинам территории, оформление организации санитарных зон, в соответствии с требованиями СанПин, ограждение санитарных зон и обозначение зон указателями, поддержание резервного насосного оборудования в исправном состоянии, контроль и организация нормального состояния автоматики и скважин и другое (л.д. 40-47).
Согласно СанПиН скважины водоснабжения и водопроводы питьевого назначения не могут нормально эксплуатироваться при отсутствует проекта санитарной охраны скважины организации зона охраны скважины, так как не исключена возможность загрязнения и засорения скважин, а водные объекты, расположенные в границах городских к сельских населенных пунктов могут являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлено, что водозабор в "адрес" не имеет проекта организации зоны санитарной охраны водозабора, что подтверждается письменными материалами дела (л.д. 10). ОАО " Т-С" получил в бессрочное пользование и владение артезианскую скважину в д. "адрес" для осуществления деятельности по ее содержанию, обслуживанию и эксплуатации в целях нормального функционирования указанных объекта, то есть является организацией эксплуатирующей данный объект. Однако в нарушение требований законодательства ОАО " Т-С" не разработал, не согласовал проект санитарной охраны и не организовал зону санитарной охраны скважины в указанном населенном пункте. В связи с чем, артезианская скважина в "адрес" эксплуатируется с нарушением санитарных норм и правил.
С учетом изложенного, на основании имеющихся в деле доказательств, разрешая спор по существу, суд пришел к законным и обоснованным выводам о том, что исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г "адрес" к ОАО " Т-С" о понуждении к совершению действий, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы ОАО " Т-С" о том, что выполнять работы по оформлению и организации санитарных зон в соответствии с СанПин, ограждению санитарных зон и обозначению зон указателями обязан ООО " С", со ссылкой на договор N от ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными, поскольку в договоре N от ДД.ММ.ГГГГ ОАО " Т-С" не предоставлял ООО " С" полномочия по разработке проектов санитарной охраны скважин (ЗСО), организации ЗСО скважин в населенных пунктах "адрес", т.е. ОАО " Т-С" на тот момент оставлял за собой работы по разработке проектов санитарной охраны скважин, организации ЗСО скважин в населенных пунктах "адрес".
Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о разработке Администрацией Кемеровского муниципального района долгосрочной целевой программы по проектированию и устройству санитарных зон скважин, так как указанное обстоятельство не препятствует началу проведению указанных работ ОАО " Т-С", в установленном законом порядке и не подтверждает наличие у Комитета либо Администрации обязанности по осуществлению перечисленных в ней мероприятий.
Ввиду изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства и суд дал им надлежащую оценку в решении, считать которую неверной у судебной коллегии нет оснований, причиной отмены судебного решения они не являются.
Выводы суда соответствуют установленным им обстоятельствам и основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании, которым дана всесторонняя, полная и объективная оценка.
Поскольку содержащиеся в апелляционной жалобе доводы не являются основанием к отмене судебного решения, удовлетворению она не подлежит.
Законность и обоснованность решения суда проверена с учетом доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328, ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 06 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу генерального директора ОАО " Т-С" О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: Т.М. Чудинова
Т.Н. Рыжонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.