Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей Рыжониной Т.Н. и Чудиновой Т.М.,
при секретаре Калашниковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугровой Н.М. гражданское дело по апелляционной жалобе В.В. на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 19 июня 2012 года
по иску В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" об установлении доплаты к пенсии, предусмотренной для отдельных категорий работников организаций угольной промышленности,
УСТАНОВИЛА:
В.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" об установлении доплаты к пенсии, предусмотренной для отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.
Требования мотивированы тем, что он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" с заявлением об установлении ему доплаты к пенсии, предусмотренную для отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.
Согласно решению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом РФ от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", ему было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа в количестве 25 лет.
С данным решением ответчика истец не согласен, считает, что оно должно быть отменено, как незаконное.
С учетом уточнений истец просил суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", включить в специальный стаж периоды работы, с учетом которых, общий льготный стаж составит 25 лет 0 месяцев 14 дней, а также включить в стаж период его службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ годы, и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" установить доплату к пенсии отдельных категорий работников угольной промышленности в соответствии с Федеральным законом РФ 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", начиная с 01 мая 2011 года.
Представитель ответчика в суд не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 19 июня 2012 года постановлено:
Отказать В.В. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии.
Отказать В.В. в удовлетворении исковых требований об обязании ГУ УПФ РФ в "адрес" в установлении ему доплаты к пенсии N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
В апелляционной жалобе В.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, не приняв во внимание имеющиеся в материалах дела письменные доказательства.
Неправомерен вывод суда о необоснованности включения в специальный стаж периода несения службы в рядах Советской Армии. Суд отказал в приобщении и не принял во внимание архивную справку от 23.01.2012 года и не учел положений абз. 2 п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих", ч. 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 941 от 22.09.1993 года.
Суд не мотивировал отказ в удовлетворении его ходатайства о предоставлении ответчиком полного разъяснения и полных расчетов начисления пенсии в 2000 году, ее индексации, валоризации и перерасчетов по настоящее время.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" М.С. (доверенность от 10.01.2012 г.), возражавшую против доводов апелляционной жалобы, просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм материального и процессуального права.
Статьей 67 ГПК РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении N 13 от 26.06.2008 г. "О применении норм гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" обратил внимание судов на то, что в соответствии со ст. ст. 195, 198 ГПК РФ принимаемые решения должны быть законными и обоснованными и должны содержать полный, мотивированный и ясно изложенный ответ на требования истца и возражения ответчика.
Эти положения процессуального закона судом первой инстанции при рассмотрении данного дела учтены не были.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 84 от 10.05.2010 года "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" право на доплату к пенсии имеют лица, работавшие в организациях угольной промышленности, непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо 20 лет в качестве работников ведущих профессий.
В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.02.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Исчисление стажа работы, дающего право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 года N 481.
Кроме того, имеются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона N 173-Ф3, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516.
Согласно пункту 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст.27 и 28 "Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N516, при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитываемся в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренный Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 - за 9 месяцев.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец работал на предприятиях угольной отрасли на различных должностях и с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия в соответствии со ст. 12 "А" Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ".
Впоследствии по заявлению истца, с ДД.ММ.ГГГГ он стал получать пенсию по Списку N 2.
ДД.ММ.ГГГГ В.В. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в "адрес" с заявлением об установлении ему доплаты к пенсии, предусмотренную для отдельных категорий работников организаций угольной промышленности. Однако, решением ответчика в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом РФ от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" ему было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа в количестве 25 лет.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции счел установленным, что с учетом представленных доказательств, в специальный стаж для установления доплаты к пенсии необходимо учесть следующие периоды работы в календарном порядке:
Итого в календарном исчислении стаж составляет 13 лет 3 месяца 20 дней, а в льготном стаж составляет, исходя из указанного п. 3 Разъяснения, где берется только полный год = 16 лет 6 месяцев 20 дней.
Суммируя специальный стаж, исчисленный в календарном порядке: 6 лет 11 месяцев 11 дней и в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца 16 лет 6 месяцев 20 дней, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что специальный стаж истца составляет 23 года 6 месяцев 1 день.
Данные обстоятельства в процессе рассмотрения дела никем не оспаривались, не были они оспорены представителем ответчика и в суде апелляционной инстанции.
Вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что требования В.В. удовлетворению не подлежат, в связи с отсутствием 25 летнего стажа в организациях угольной промышленности на подземных работах, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии по Федеральному закону от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Свои выводы суд мотивировал, в том числе тем, что требования истца о включении в специальный стаж период несения им службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы не обоснованы, так как "со слов истца служба в армии не была связана с работой на подземных и открытых горных работах и на строительстве шахт, в связи с чем, данный период времени не включается в специальный стаж".
Между тем, выводы суда первой инстанции в указанной части основаны на неправильном толковании норм права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, не соответствуют материалам дела и представленным доказательствам.
Исходя из требований Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, на период действия которого приходился период прохождения истцом военной службы и в соответствии с п. 109 которого, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в подпунктах "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В соответствии со ст. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, период службы истца в рядах Советской Армии подлежал приравниванию к вышеуказанной выполняемой им работе, которая как предшествовала данному периоду, так и следовала за окончанием этого периода. Соответственно, поскольку названный период приравниваемой деятельности (службы в армии) по действовавшему до 01 января 1992 года законодательству включался в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях, то и в настоящее время данный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право истцу на досрочное назначение ему трудовой пенсии по старости, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П "О проверке конституционности отдельных положений статей ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", о возможности оценки по нормам ранее действовавшего законодательства пенсионных прав гражданина, приобретенных им до 01 января 2002 года, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии.
Таким образом, поскольку на период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии, действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Указанные выводы подтверждаются правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-П, согласно которой недопустимы ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж, полностью или частично); правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации в определении от 25.07.2008 г. N 2-808-7, в котором указано о правомерности зачета данного периода в специальный стаж ввиду его отнесения к периодам деятельности до 01.01.2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий категориям лиц, подпадающих под действие п.п. 11 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ.
При таких обстоятельствах, специальный стаж истца, с учетом периода службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы составит 26 лет 7 месяцев и 1 день (23 года 6 месяцев 1 день + 3 года 30 дней).
При таких данных выводы суда об отказе в удовлетворении требований В.В. нельзя признать правильными. Судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, не применен закон, подлежащий применению, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием к отмене решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе В.В. в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" и об установлении доплаты к пенсии.
В соответствии с п. 4 ст. 4 ФЗ от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", назначение и возобновление выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся с 01 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 января по 31 марта. Так как истец обратился с заявлением о назначении доплаты 14.02.2011 года, она подлежит назначению с 01.05.2011 года.
Руководствуясь ст.ст. 327.1 ч.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 19 июня 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение:
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе В.В. в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" установить В.В. ежемесячную доплату к пенсии, согласно Федерального закона от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" с 01.05.2011 г..
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: Т.М. Чудинова
Т.Н. Рыжонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.