Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей Рыжониной Т.Н. и Чудиновой Т.М.,
при секретаре Калашниковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугровой Н.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района М.Н. (доверенность от 28.12.2011 г.) на решение Заводского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 21 июня 2012 года
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" к Открытому акционерному обществу " Т-С", ООО " С", Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" обратилось в суд с иском к Открытому акционерному обществу " Т-С" о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Е.И. N от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью " С" с целью осуществления государственного санитарно - эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2012 год.
В ходе проведения плановой выездной проверки ООО " С" установлено, что ООО " С" согласно представленного договора N от ДД.ММ.ГГГГ оказывает возмездное выполнение работ и предоставление исполнителем заказчику (ОАО " Т-С") по техническому обслуживанию и содержанию инженерных сетей, оборудования, осуществлением контроля за потреблением коммунальных услуг юридическими лицами на территории "адрес", в том числе, "адрес".
В договоре N от ДД.ММ.ГГГГ ОАО " Т-С" не предоставляет ООО " С" полномочия по разработке проектов санитарной охраны скважин (далее ЗСО), организации ЗСО скважин в населенных пунктах "адрес", в том числе "адрес".
Таким образом, ОАО " Т-С" оставляет за собой работы по разработке проектов санитарной охраны скважин, организации ЗСО скважин в населенных пунктах "адрес", в том числе "адрес". По результатам плановой проверки ООО " С" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ и проведено административное расследование ОАО " Т-С".
В ходе проведения плановой проверки проведено обследование артезианских скважин с проведением лабораторных исследований питьевой воды из источников, разводящих сетей. В ходе проведения административного расследования проведен осмотр территорий артезианских скважин, артезианских скважин. Установлено, что водоснабжение населенного пункта д "адрес" осуществляется из двух артезианских скважин, расположенных на выезде из населенного пункта. Павильоны скважин N подземные; павильоны не огорожены; ЗСО 1 пояса скважин не организованы (возможность организации ЗСО 1 пояса имеется).
Таким образом, ОАО " Т-С" нарушает действующее санитарное законодательство: Федеральный закон N 52 - ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" ст.ст. 11 пп.1 - 3; 18 п.п.1 - 4; 39 п.3; СанПиН 2.1.4.1110 - 02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" п.п.1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13, 1.17,2.2.1.1,3.2.1.1.
Истец просил суд обязать ОАО " Т-С" обеспечить разработку и согласование проектов организации зон санитарной охраны водозаборов "адрес" в установленном законом порядке в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110 - 02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" п.п.1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.11,1.13, 1.17. Обеспечить организацию зон санитарной охраны скважин д "адрес" в соответствии с проектом организации зон санитарной охраны водозаборов согласно требований СанПиН 2.1.4.1110 - 02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" п.п. 1.3, 1.4, 1.5,2.2.1.1, 3.2.1.1., установив ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 114).
Представитель ответчика ОАО " Т-С" М.А., действующий на основании доверенности от 01.09.2011 года исковые требования не признал.
Представитель соответчика ООО " С" в судебное заседание не явился.
Представитель соответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных исковых требований, относительно предмета спора Администрация Кемеровского муниципального района, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 115,116).
Решением Заводского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 21 июня 2012 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района М.Н. (доверенность от 28.12.2011 г.) просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, что выразилось в не применении закона, подлежащего применению, в том числе положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Аренда предполагает использование (эксплуатацию) имущества лицом, принявшим его от собственника либо арендатора, которые в свою очередь утратили такое право в связи с временным выбытием вещи из их фактического обладания.
Судом не принято во внимание то обстоятельство, что ОАО " Т-С", как арендатор спорного имущества, является владельцем скважины, входящей в состав арендуемого имущества.
Закон не ставит в зависимость обязанность по организации зон санитарной охраны от наличия либо отсутствия права собственности лица на источник водоснабжения.
Вывод суда относительно принадлежности спорного имущества Комитету на праве собственности не мотивирован.
Необоснованна и ссылка суда на то, что Администрацией Кемеровского муниципального района разработана долгосрочная целевая программа "Устройство санитарных зон скважин Кемеровского муниципального района на 2013-2018 г.г.", которая включает в себя проектирование и монтажные работы по устройству санитарных зон, включая "адрес", поскольку ОАО " Т-С" обязано разработать проект санитарных зон используемого источника водоснабжения.
Разработка вышеуказанной программы не подтверждает наличие у Комитета либо Администрации района обязанности по осуществлению перечисленных в ней мероприятий.
Администрация не имеет возможности и правовых оснований для проведения вышеуказанных мероприятий ввиду отсутствия у нее такой обязанности и денежных средств, запланированных в бюджете на соответствующие расходы.
Генеральным директором ОАО " Т-С" Б.О.Н. принесены возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" О.Н. (доверенность от 10.01.2012 г.), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ОАО " Т-С" М.А. (доверенность от 01.09.2011 г.), возражавшего против доводов апелляционной жалобы, просившего решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм материального и процессуального права.
Статьей 67 ГПК РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Разрешая заявленные требования истца об обязании ОАО " Т-С" обеспечить разработку и согласование проекта организации зоны санитарной охраны водозабора в "адрес", суд первой инстанции пришел к выводу, что они удовлетворению не подлежат.
Свои выводы суд мотивировал тем, что собственником скважины в д. Подъяково является КУМИ Кемеровского муниципального района. В настоящее время, как следует из представленных доказательств, Администрацией Кемеровского муниципального района разработана долгосрочная целевая программа "Устройство санитарных зон скважин Кемеровского муниципального района "на 2013-2018 гг.", данная программа включает в себя проектирование и монтажные работы по устройству санитарных зон, включая "адрес". Источник финансирования данной программы местный бюджет.
Между тем, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, не соответствуют материалам дела и представленным доказательствам.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Согласно ст. 5 п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При этом, для водных объектов (в том числе и подземных), используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", несоблюдение государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих санитарно - эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), создаёт угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Часть 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пп. 1-3 ст. 11 Федерального закона ФЗ - 52 от 30.03.1999 "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, и предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно пп. 1-4 ст. 18 Федерального закона ФЗ - 52 от 30.03.1999 "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ), водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения," а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских к сельских населенных пунктов (далее -водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека; критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами; использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно пп. 1,3 ст. 39 Федерального закона ФЗ - 52 от 30.03.1999 г. "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ), на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1.3 Постановления Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" 2.1.4.1110-02, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1.4. постановления, зоны санитарно охраны далее ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.5. постановления, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения; второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения; санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой; в каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно п. 1.6 постановления, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; при разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Согласно п. 1.11 постановления проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Согласно п. 1.13 постановления, проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п. 1.17 постановления, отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Согласно п. 2.2.1.1 постановления, водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании; граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод; граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин; для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Согласно п. 3.2.1.1 постановления, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Согласно ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно договору аренды N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между КУМИ Кемеровского муниципального района и ОАО " Т-С", КУМИ Кемеровского муниципального района предоставляет ОАО " Т-С" во временное возмездное владение и пользование муниципальное движимое и недвижимое имущество, расположенное по адресу: Кемеровский муниципальный район, включая скважину расположенную в "адрес", введенной в эксплуатацию в 1976 году (л.д.15-18).
В соответствии с п. 1.1 Договора имущество передано для осуществления деятельности по его содержанию, обслуживанию и эксплуатации в целях обеспечения нормального функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства Кемеровского муниципального района.
Кроме того, из материалов дела видно, что в ходе проведения плановой выездной проверки ООО " С" с целью осуществления государственного санитарно - эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, установлено, что ООО " С" согласно представленного договора N от ДД.ММ.ГГГГ оказывает возмездное выполнение работ и предоставление исполнителем заказчику (ОАО " Т-С") по техническому обслуживанию и содержанию инженерных сетей, оборудования, осуществлением контроля за потреблением коммунальных услуг юридическими лицами на территории "адрес", в том числе "адрес".
По результатам плановой проверки ООО " С" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ и проведено административное расследование ОАО " Т-С". В ходе проведения плановой проверки проведено обследование артезианских скважин с проведением лабораторных исследований питьевой воды из источников, разводящих сетей. В ходе проведения административного расследования проведен осмотр территорий артезианских скважин, артезианских скважин. Установлено, что водоснабжение населенного пункта "адрес" осуществляется из двух артезианских скважин, расположенных на выезде из населенного пункта. Павильоны скважин N подземные; павильоны не огорожены; ЗСО 1 пояса скважин не организованы (возможность организации ЗСО 1 пояса имеется). Таким образом, ОАО " Т-С" нарушает действующее санитарное законодательство: ФЗ N 52 - ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" ст.ст. 11 пп.1 - 3; 18 п.п.1 - 4; 39 п. 3; СанПиН 2.1.4.1110 - 02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13, 1.17,2.2.1.1,3.2.1.1.
При этом ссылка суда на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО " Т-С" и ООО " С" был заключен договор N на выполнение работ и оказание услуг, предметом которого является возмездное выполнение работ и предоставление ООО " С" ОАО " Т-С" услуг по техническому обслуживанию и др., несостоятельна, поскольку в договоре N от ДД.ММ.ГГГГ ОАО " Т-С" не предоставлял ООО " С" полномочия по разработке проектов санитарной охраны скважин (ЗСО), организации ЗСО скважин в населенных пунктах "адрес", в том числе, "адрес".
Таким образом, ОАО " Т-С" на тот момент оставлял за собой работы по разработке проектов санитарной охраны скважин, организации ЗСО скважин в населенных пунктах "адрес", в том числе "адрес".
Сведения о разработке Администрацией Кемеровского муниципального района долгосрочной целевой программы по проектированию и устройству санитарных зон скважин, также не препятствуют началу проведению указанных работ ОАО " Т-С", в установленном законом порядке и не подтверждает наличие у Комитета либо Администрации обязанности по осуществлению перечисленных в ней мероприятий.
Между тем, суд этих обстоятельств и норм материального права не учел, что привело к вынесению необоснованного решения.
При таких данных выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, не применен закон, подлежащий применению, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием к отмене решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" к Открытому акционерному обществу " Т-С" о понуждении к совершению действий; обязании ООО " Т-С" обеспечить разработку и согласование проектов организации зон санитарной охраны водозаборов "адрес" в установленном законом порядке, а также об обязании обеспечить организацию зон санитарной охраны скважин "адрес" в соответствии с проектом организации зон санитарной охраны водозаборов согласно требований СанПиН 2.1.4.1110 - 02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
При этом, с учетом положений ст. 206 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным установить срок, в течение которого указанные действия должны быть исполнены ответчиком, до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 327.1 ч.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 21 июня 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" к Открытому акционерному обществу " Т-С" о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество " Т-С" обеспечить разработку и согласование проектов организации зон санитарной охраны водозаборов "адрес" в установленном законом порядке в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110 - 02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" п.п.1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13, 1.17.
Обязать Открытое акционерное общество " Т-С" обеспечить организацию зон санитарной охраны скважин "адрес" в соответствии с проектом организации зон санитарной охраны водозаборов согласно требований СанПиН 2.1.4.1110 - 02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 2.2.1.1, 3.2.1.1., в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: Т.М. Чудинова
Т.Н. Рыжонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.