Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Малякина А.В., Пашковского Д.И.,
с участием прокурора Краснопеевой О.В.,
при секретаре: Асеевой П.В.,
заслушав в открытом судебном заседании, по докладу судьи Зинченко И.Н., гражданское дело по заявлению Болычевой Н.П. о признании недействующим в части нормативно-правового акта Минусинской городской думы, по апелляционной жалобе Болычевой Н.П., апелляционной жалобе представителя администрации г. Минусинска Ольховской Г.В., апелляционной жалобе представителя Минусинского городского совета депутатов Демшиной Ю.Ю., на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 25 июля 2012 года, которым постановлено:
"Признать недействующим со дня вступления в силу настоящего решения суда пункт 2 решения Минусинской городской думы Красноярского края от 05.03.02г. N 13- 90р "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги по г. Минусинску" в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,019 Гкал/м2 общей площади в месяц.
Опубликовать сообщение о решении после вступлении его в законную силу в общественно-политической газете г. Минусинска и Минусинского района "Власть труда".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Болычева Н.П. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением.
Требования мотивировала тем, что решением Минусинской городской думы от 05.03.2002 г. N 13- 90р "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги по г. Минусинску" был утвержден норматив потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,019 Гкал/м2 общей площади в месяц. До настоящего времени данное решение в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление не отменено. В результате отмены решений городской думы от 26.12.2005 г. и от 03.08.2004 г., в части утверждения нормативов потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление, подлежит применению норматив, утвержденный обжалуемым нормативным актом. Болычева Н.П. считает решение Минусинской городской думы Красноярского края от 05.03.02г. N 13- 90р "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги по г. Минусинску" в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,019 Гкал/м2 общей площади в месяц противоречащим федеральному законодательству и подлежащим признанию недействующим с 06.06.2006 г.
По мнению заявительницы оспариваемый нормативный правовой акт противоречит ч.1 ст. 157 ЖК РФ, Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006г. N306 "Об утверждении правил установления определения нормативов потребления коммунальных услуг". 08 июня 2006 года вступило в действие Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 "Об утверждении "Правил установления определения нормативов потребления коммунальных услуг", которые определяют порядок установления нормативов потребления. Согласно п.п. "д" п. 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Пунктом 10 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Несмотря на то, что в г. Минусинске существуют жилые дома различной этажности, выстроенные из различных строительных материалов, с различной степенью благоустройства, оспариваемым решением фактически установлен единый норматив потребления коммунальных услуг по отоплению для всех многоквартирных и жилых домов. Из оспариваемого решения следует, что при определении нормативов был применен расчетный метод, не предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N306. Таким образом, с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N306 "Об утверждении правил установления, определения нормативов потребления коммунальных услуг" нормативы потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление, утвержденные оспариваемым решением Минусинской городской думы, применяться не могут, так как противоречат порядку установления нормативов потребления коммунальных услуг, следовательно, они должны были быть пересмотрены, однако сделано этого не было. Оспариваемое решение городской думы, в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление, нарушает права заявительницы, так как этот норматив является завышенным, влечет необоснованное увеличение начисляемых за отопление сумм.
С учетом уточнения заявленных требований, заявительница просила суд признать недействующим с 06.06.2006 года пункт 2 решения Минусинской городской думы от 05.03.2002 г. N 13-90р "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги по г. Минусинску" об утверждении норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,019 Гкал/м2.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Болычева Н.П. просит изменить решение суда, ссылаясь на то, что оспариваемое решение Минусинской городской думы Красноярского края она просила признать недействующим с 06.06.2006 года, однако судом, данное требование было проигнорировано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Минусинска Ольховская Г.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований Болычевой Н.П. Указывает на то, что оспариваемое решение не устанавливает какого - либо порядка по оплате коммунальных услуг, права заявительницы указанным нормативно - правовым актом никак не затрагиваются. Все последующие решения Минусинской городской думы об утверждении тарифов на коммунальные услуги автоматически отменяли предыдущие.
В апелляционной жалобе представитель Минусинского городского совета депутатов Демшина Ю.Ю. просит отменить решение суда. Указывает на то, что Болычева Н.П. в силу закона не наделена полномочиями обращения в суд с указанными требованиями. Кроме того, права заявительницы нарушаются не оспариваемым решением, а управляющей компанией, производящей начисление платежей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя Болычевой Н.П. - Раутенберга А.В., представителя администрации г.Минусинска - Ольховскую Г.В., поддержавших свои апелляционные жалобы, заключение прокурора Краснопеевой О.В., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, а производству по делу прекращению, ввиду того, что предметом оспаривания является недействующая часть нормативного правового акта, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, 03 августа 2004 г. Минусинской городской думой было принято решение N 5-20р "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги", при этом подпунктом 1 пункта 1 был утвержден норматив потребления населением г.Минусинска коммунальной услуги в виде центрального отопления в размере 0,0214 Гкал/1м2. 06 августа 2004г. указанное решение было опубликовано в общественно-политической газете г.Минусинска и Минусинского района "Власть Труда" и вступило в силу. 26 декабря 2005 года Минусинской городской думой было принято решение N 13-115р "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги", при этом его подпунктом 1 пункта 1 был утвержден норматив потребления населением г.Минусинска коммунальной услуги в виде центрального отопления в том же самом размере 0,0214 Гкал/1м2. 27 декабря 2005 года это решение было опубликовано в газете "Власть Труда" и вступило в силу. Решением Минусинского городского суда от 17 октября 2011 года подпункт 1 пункта 1 решения Минусинской городской думы Красноярского края от 26.12.2005 г. N 13-115р в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги в виде центрального отопления в размере 0,0214 Гкал/1м2 был признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. 14 декабря 2011 г. решение суда вступило в законную силу. Решением Минусинского городского суда от 20 января 2012 г., вступившим в законную силу, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п.п.1 п.1 решения Минусинской городской думы Красноярского края от 03.08.2004 г. N 5-20р "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги" в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,0214 Гкал/1м2 общей площади в месяц. Решение суда вступило в законную силу 18 апреля 2012 г.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый заявительницей пункт 2 решения Минусинской городской думы Красноярского края от 05.03.2002 г. N 13-90р "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги по г. Минусинску", в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,019 Гкал/м2, решениями городской думы от 26.12.2005 г. и от 03.08.2004 г., которыми вводилось новое правовое регулирование указанного вопроса, непосредственно не отменялся. После вступления в силу вышеприведенных решений судов, которыми решения городской думы от 26.12.2005 г. и от 03.08.2004 г. были признаны противоречащими законодательству, имеющему большую юридическую силу, продолжал применяться в качестве действующей части нормативного правого акта в отношении неопределенного круга лиц, в связи с чем, заявление Болычевой Н.П. обоснованно рассмотрено судом по существу в порядке нормоконтроля.
Что касается выводов суда по существу заявленных требований, то Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно применив нормы федерального законодательства, ссылки на которые имеются в решении пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый пункт решения Минусинской городской думы Красноярского края от 05.03.2002 г. N 13-90р противоречит указанным нормам, поскольку закрепленный указанным пунктом решения норматив потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление не дифференцирован в соответствии с конструктивными и техническими параметрами, а также степенью благоустройства жилых домов г.Минусинска, принят без применения соответствующей методики расчета, как того требуют Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ N306 от 23 мая 2006 г.
Выводы суда об этом, изложенные в решении являются мотивированными и сомнений в своей обоснованности у Судебной коллегии не вызывают.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционных жалоб администрации г. Минусинска и Минусинского городского совета депутатов, направленные на опровержение выводов суда в этой части нельзя признать основанием к отмене оспариваемого решения, поскольку такие доводы основаны на неверном толковании норм права, регулирующих правила и порядок предоставления гражданам коммунальных услуг, и действующих на день разрешения настоящего дела.
Иные доводы указанных апелляционных жалоб получили надлежащую оценку со стороны суда первой инстанции при рассмотрении дела, изложенную в решении, с которой Судебная коллегия согласна, в связи с чем, их также нельзя признать обоснованными.
Разрешая вопрос о времени с которого оспариваемая часть нормативного правового акта подлежит признанию недействующей, суд первой инстанции обоснованно учел положения пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (в редакции от 09.02.2012 г. N 3) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в соответствии с которым, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
При этом следует отметить, что признание судом оспариваемой части решения Минусинской городской думы от 05.03.2002 г. N 13-90р недействующим со дня вступления решения суда в законную силу охраняемых законом прав заявительницы не нарушает, поскольку, последняя, вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на этом нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части в период с 06.06.2006 года до дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Болычевой Н.П. также не имеется.
Таким образом, Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и принял по делу законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, в связи с нарушением при рассмотрении дела норм процессуального права, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 25 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Болычевой Н.П., администрации г.Минусинска и Минусинского городского совета депутатов - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.