Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Славской Л.А., Гареевой Е.Б.,
с участием прокурора Жилкина П.А.,
при секретаре: Асеевой П.В.,
заслушав в открытом судебном заседании, по докладу судьи Зинченко И.Н., гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ирбейского района Красноярского края к главе Ирбейского района о признании бездействия главы Ирбейского района по не устранению нарушения требований п. 5 ст. 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" незаконным и возложении обязанности на главу района устранить нарушение законодательства путем исключения возможности замещения Рейсер Г.В. должности муниципальной службы - руководителя Управления социальной защиты населения администрации Ирбейского района, по апелляционной жалобе главы Ирбейского района Гушану Д.Х на решение Ирбейского районного суда Красноярского края от 21 июня 2012 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Ирбейского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы Ирбейского района по не устранению нарушения п.5 ст. 13 Федерального закона N 25-ФЗ от 2 марта 2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Возложить обязанность на главу Ирбейского района Красноярского края, являющегося одновременно главой администрации Ирбейского района Красноярского края Гушану Д.Х. устранить указанное нарушение путем исключения возможности замещения Рейсер Г.В. должности муниципальной службы - руководителя Управления социальной защиты населения администрации Ирбейского района и прекращения прохождения совместной службы между главой Ирбейского района и главой администрации Ирбейского района Гушану Д.Х. и муниципальным служащим Рейсер Г.В.".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ирбейского района обратился в суд с указанным выше иском.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ирбейского района была проведена проверка исполнения работниками Управления социальной защиты населения администрации Ирбейского района требований законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что Рейсер Г.В. на основании трудового договора N 151 от 04.07.2011 года является руководителем Управления социальной защиты населения администрации Ирбейского района. Договор с нею заключен на неопределенный срок. Согласно данным, полученным из архивного отдела агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края "дата", между Гушану Д.Х., являющимся в настоящее время главой Ирбейского района, и Рейсер Г.В. заключен брак. На основании трудового договора от 04.07.2011 года Рейсер Г.В. является муниципальной служащей, что противоречит требованиям п.5 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". С момента вступления в силу изменений в Федеральный закон N 25-ФЗ 04.11.2011 года) главой района меры к устранению отмеченных нарушений законодательства о муниципальной службе путем прекращения трудового договора Рейсер Г.В. не принимались. Указанное нарушение закона создает препятствия соблюдения принципа обеспечения равного доступа к муниципальной службе, а также единства основных требований к муниципальной службе.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава Ирбейского района Гушану Д.Х., просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, в удовлетворении требований прокурора отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Гушану Д.Х. - Извозчикова В.Г., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Жилкина П.А. полагавшего решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" к основному направлению деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится, в том числе, введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.
Пунктом 10 части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 2 марта 2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлена обязанность муниципального служащего соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
На основании пункта 5 части 1 статьи 13 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 21.10.2011г. N 288-ФЗ), гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
В силу пункта 3 части 1 статьи 19 этого же Федерального закона, помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя), в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что Рейсер Г.В. занимает муниципальную должность руководителя структурного подразделения администрации Ирбейского района - Управления социальной защиты населения, относящуюся к подчинению высшего должностного лица администрации района, которым является глава района - Гушану Д.Х., чьей супругой Рейсер Г.В. является.
Вывод суда о том, что руководитель Управления социальной защиты населения администрации Ирбейского района находится в непосредственной подчиненности и подконтрольности по службе главе района, являющегося также и главой соответствующей администрации, сделан судом первой инстанции на основании исследованных в судебном заседании Устава Ирбейского района, положения о муниципальном учреждении "Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района", иных письменных доказательств, ссылки на которые содержатся в решении, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 67 ГПК РФ, в связи с чем, сомнений в своей правильности у Судебной коллегии такой вывод не вызывает.
Доводам возражений против заявленных требований, воспроизведенным в апелляционной жалобе, о том, что закон, устанавливающий запрет на прохождение совместной муниципальной службы для родственников не может распространяться на спорные правоотношения, поскольку трудовой договор с Рейсер Г.В. был заключен ранее внесения соответствующих изменений в законодательство о муниципальной службе; руководитель управления социальной защиты населения при выполнении своих служебных обязанностей не подотчетен главе района, а непосредственно подотчетен и подконтролен Министерству социальной политики Красноярского края дана надлежащая оценка судом первой инстанции и они обоснованно отвергнуты, как несостоятельные по основаниям, изложенным в мотивировочной части решения, с которыми Судебная коллегия согласна.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку в соответствии с верно примененными нормами права, регулирующими данный вид правоотношений, и обоснованно удовлетворил заявленные требования, не допустив процессуальных нарушений, влекущих за собой безусловную отмену постановленного по делу решения.
Судебная коллегия считает необходимым лишь уточнить решение суда в части способа устранения нарушения требований п.5 ст. 13 Федерального закона N 25-ФЗ от 2 марта 2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации" в целях обеспечения возможности его исполнения, указав, что способом такого устранения является расторжение трудового договора с Рейсер Г.В., как с лицом, занимающим муниципальную должность руководителя Управления социальной защиты населения администрации Ирбейского района.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ирбейского районного суда Красноярского края от 21 июня 2012 года изменить, дополнив его резолютивную часть указанием на то, что способом устранения нарушения требований п.5 ст. 13 Федерального закона N 25-ФЗ от 2 марта 2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации" со стороны главы Ирбейского района - Гушану Д.Х., является расторжение трудового договора с Рейсер Г.В., как с лицом, занимающим муниципальную должность руководителя Управления социальной защиты населения администрации Ирбейского района.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы Ирбейского района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.