Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего: Зинченко И.Н.
судей: Охременко О.В., Гареевой Е.Б.,
с участием прокурора Грековой Л.Р.,
при секретаре: Асеевой П.В.,
заслушав в открытом судебном заседании, по докладу судьи Зинченко И.Н., гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, по апелляционной жалобе представителя Правительства Красноярского края Бородавкина С.В. на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 апреля 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие Правительства Красноярского края по не приведению скотомогильника, расположенного на территории Майского района Красноярского края на расстоянии в 1,9 километрах по направлению на юг от п. Колбинский в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469 незаконным.
Обязать Правительство Красноярского края привести в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожение биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469 скотомогильник, расположенный на территории Манского района Красноярского края на расстоянии в 1,9 километрах по направлению на юг от п.Колбинский.".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Красноярского края о признании незаконным бездействия Правительства Красноярского края по не приведению в соответствие с требованиями санитарного законодательства скотомогильника, расположенного на территории Манского района.
Требования мотивированы тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с биологическими отходами на территории Красноярского края. В ходе проведения проверки установлено место захоронения биологических отходов, расположенное на территории Манского района, не отвечающее ветеринарно-санитарным требованиям. На момент осуществления проверки собственник объекта не установлен. Исходя из норм действующего законодательства, ответственность по содержанию и приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ от 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469 возложена на субъект Российской Федерации - Красноярский край. Следовательно, Правительство Красноярского края несет ответственность за содержание скотомогильников и приведение их в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
Указанные нарушения ветеринарно-санитарного законодательства создают реальную угрозу распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут причинить вред здоровью людей и окружающей среде.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Красноярского края Бородавкин С.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Правительства Красноярского края - Бородавкина С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица - Службы по ветеринарному надзору Красноярского края Власова В.В., просившего об отмене решения суда, представителя третьего лица - Управления Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю Антипенко Е.В., отказавшего выразить свое мнение по существу решения суда, выслушав заключение прокурора Грековой Л.Р., Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии со ст.ст. 5 и 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.
Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий, согласно пп. "ц" п. 2 ст. 26.11 указанного Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.Как следует из материалов дела, Красноярский природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Правительству Красноярского края о возложении обязанности привести место захоронения биологических отходов, выявленное на территории Манского района, не отвечающее ветеринарно-санитарным требованиям, место с захоронением трупов животных в земляные ямы в соответствие с требованиями п.п. 5.6, 5.7, 5.8, 6.2, Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства РФ от 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 (раздел "Размещение и строительство скотомогильников (биотермических ям)").
При этом прокурор полагал, что такая обязанность высшим органом исполнительной власти края должна быть реализована путем ограждения территории места захоронения биологических отходов глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами; обустройством траншеи глубиной 0,8 - 1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта, с перекинутым через нее мостом, с внутренней стороны забора; возведением навеса длиной 6 метров и шириной 3 метра над местом захоронения отходов; обустройством удобных подъездных путей.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что поскольку вопросы содержания скотомогильников (биотермических ям) возлагаются на собственников этого имущества, а при отсутствии таковых такая обязанность относится к полномочиям Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, учитывая, что вопросы по организации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагаются на субъект Российской Федерации, то требования прокурора являются законными и обоснованными.
Судебная коллегия считает данный вывод необоснованным.
Согласно Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства РФ от 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, скотомогильник представляет собой сложное техническое сооружение, для строительства которого производится выбор и отвод земельного участка по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора; приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки; все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет и им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка.
Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 года N 589-п утверждена долгосрочная целевая программа "Утилизация и уничтожение биологических отходов на территории Красноярского края на 2012 -2014 годы".
Целью данной программы является обеспечение на территории Красноярского края ветеринарно-санитарного благополучия по инфекционным и паразитарным заболеваниям путем нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных, для чего запланировано создание новых объектов по уничтожению биологических отходов и консервация недействующих сибиреязвенных захоронений; оснащение объектов по уничтожению биологических отходов необходимой техникой и технологическим оборудованием с выделением необходимых денежных ресурсов для этого.
Субъект Российской Федерации - Красноярский край в пределах предоставленных ему полномочий, определил мероприятия, направленные на обеспечение на территории Красноярского края ветеринарно-санитарного благополучия по инфекционным и паразитарным заболеваниям.
В том числе запланировано строительство скотомогильников в необходимых для этого местах и случаях.
Таким образом, вывод суда о том, что каждое выявленное место с захоронением биологических отходов, субъект Российской Федерации обязан привести в соответствие с требованиями, предъявляемыми к размещению и строительству скотомогильников (биотермических ям), то есть фактически возвести там скотомогильник, является неверным.
Разрешая заявленные требования, вопреки доводам прокурора, суду следовало учитывать, что действующее законодательство не возлагает на ответчика обязанность в случае каждого выявления несанкционированного захоронения биологических отходов, возводить на месте их обнаружения новый скотомогильник, при том, что для его строительства требуются значительные финансовые затраты, место строительства должно отвечать установленным требованиям, кроме того, природоохранным и земельным законодательством предусмотрены иные способы устранения этих нарушений, о чем прокурором в его иске заявлено не было.
В связи с изложенным, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела установлены, Судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Красноярского природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" место захоронения биологических отходов, не отвечающие ветеринарно-санитарным требованиям, расположенного на территории Манского района Красноярского края на расстоянии в 1,9 километрах по направлению на юг от п.Колбинский.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 апреля 2012 года отменить.
В удовлетворении требований Красноярского природоохранного прокурора о признании бездействия Правительства Красноярского края незаконным и возложении обязанности привести в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469 скотомогильник, расположенный на территории Манского района Красноярского края на расстоянии в 1,9 километрах по направлению на юг от п.Колбинский - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.