судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.,
судей: Беляковой Н.В., Тихоновой Т.В.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Жилкина П.А.,
при секретаре: Золототрубовой М.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А. гражданское дело по заявления прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района г. Красноярска
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 июня 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении предъявленных прокурором Железнодорожного района г. Красноярска к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о защите прав инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Свои требования мотивировал тем, что проверкой прокуратуры Железнодорожного района г. Красноярска установлено, что нежилое помещение N163, расположенное по адресу "адрес" является муниципальной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за МБУЗ "Городская поликлиника N7".
Вход в указанное помещение, в котором расположен филиал N2 МБУЗ "Городская поликлиника N7", в нарушение ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не оборудован приспособлениями (пандусом) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в помещение учреждения.
В соответствии с п. 1.2 Регламента исполнения департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города муниципальных функций, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 4 августа 2009 года N168-р, Департамент осуществляет функции формирования муниципального имущества, контроля за активностью использования муниципального имущества, управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, осуществления управления муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении (оперативном управлении) у муниципальных предприятий (учреждений), органов администрации города.
Таким образом, администрацией г. Красноярска и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска нарушаются права инвалидов и маломобильных групп населения на обеспечение равных с другими гражданами возможностей реализации своих прав.
В связи с чем просил суд обязать муниципальное образование - г. Красноярск и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в социальное учреждение, а именно: установить пандус на входе в помещение филиала N2 МБУЗ "Городская поликлиника N7", расположенное по адресу: "адрес", в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционном представлении прокурор Железнодорожного района г. Красноярска просит решение суда отменить, считая необоснованным вывод суда о том что требования к администрации г. Красноярска не заявлены, а Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представители ответчиков -администрации г. Красноярска, главного управления здравоохранения администрации г. Красноярска, третьих лиц МБУЗ "Городская поликлиника N7", местная организация всероссийского общества инвалидов Железнодорожного района г. Красноярска о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещались должным образом о причинах неявки суда не уведомили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, заслушав процессуального истца прокурора прокуратуры Красноярского края - Жилкина П.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя ответчика ДМиЗО администрации г. Красноярска - Горшкову Е.С. (доверенность от 31.05.2012 года), просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение N 163, расположенное по адресу: "адрес", является муниципальной собственностью и на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 9 июня 2008 года N1855-недв закреплено на праве оперативного управления за муниципальным учреждением здравоохранения "Городская поликлиника N7".
В соответствии с п. 1.6 Устава муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N7" в своем составе Учреждение имеет структурные обособленные подразделения без прав юридического лица, в том числе филиал N2, расположенный по адресу: "адрес".
По результатам проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска проверки установлено, что вход в помещение, в котором расположен филиал N2 МБУЗ "Городская поликлиника N7" не оборудован пандусом, имеющийся пологий спуск не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения в помещение филиала.
В целях осуществления защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения, прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в суд с указанным иском.
Отказывая в удовлетворении предъявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что поскольку вход в помещение филиала оборудован (приспособлен) покатым спуском, доказательств, несоответствия которого строительным нормам не имеется, доступ инвалидов и маломобильных групп населения в социальное учреждение обеспечен.
Кроме того, суд указал на то, что требования к администрации г. Красноярска не заявлены, а Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в рассматриваемом случае ставится вопрос о возложении обязанности по осуществлению капитального ремонта, а выполнение данных мероприятий в круг основных направлений деятельности названного учреждения не включено. Определение приоритетных направлений строительства, реконструкции и капитального ремонта под нужды г. Красноярска отнесено к компетенции Департамента градостроительства администрации г. Красноярска. Кроме того, в соответствии с п.3.4.2 Договора передачи указанного муниципального имущества в оперативное управление городской поликлинике N7 от 5 ноября 2001 года N391 учреждение обязано содержать имущество в полной исправности, своевременно производить капитальный и текущей ремонт.
Также суд, ссылаясь на решение Красноярского городского Совета депутатов от 14 декабря 2010 N12-214 "О бюджете города на 2011 год и плановый период 2012-2012 годов", которым предусмотрены расходы муниципального бюджета на оборудование пандусами учреждений социального обслуживания населения и на реализацию городской целевой программы "Развитие доступной городской среды для маломобильных групп населения города Красноярска" на 2011 -2014 года", пришел к выводу об отсутствии со стороны органов местного самоуправления бездействия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в социальное учреждение.
Однако судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Один из аспектов реализации закрепленного в основном законе страны принципа равенства прав и свобод человека получил отражение в ст. 15 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ. В названной статье содержится четкое указание на то, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Уклонение от исполнения приведенного требования является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности. Таким образом, законодатель определил способ соблюдения прав инвалидов при решении стоящих перед ними повседневных проблем.
Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, п. 1.7 Свода правил по проектированию строительству СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", одобренного постановлением Госстроя РФ от 16 июня 2011 года N 72, обозначено в качестве основополагающей задачи при создании законодательства о градостроительной деятельности и формировании архитектурной среды.
В частности, разделом 3 "Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам" Строительных норм и правил (СНиП) 35-01-2001, принятых постановлением Госстроя РФ 16 июля 2001 года N 73, предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли. Лестницы дублируются пандусами с поручнями (выполненными с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам), а при необходимости другими средствами подъема.
Как следует из имеющегося в материалах дела акта о проверки соблюдения законодательства, направленного на обеспечение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры от 9 февраля 2012 года с приложенными фотографиями, входное крыльцо в помещение филиала N2 МБУЗ "Городская поликлиника N7", расположенное по адресу: "адрес", представлено в виде двух ступеней, выполненных из бетона. Приспособления, обеспечивающие беспрепятственный доступ людей с ограниченными физическими возможностями, отсутствуют. Имеется покатый спуск, отсутствуют перила, бортики, имеются трещины в покрытии.
Согласно п. 3.29 Строительных норм и правил СНиП 25-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", максимальная высота подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не менее 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.
Пункт 3.31 указанного СНиП обязывает предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.
Согласно п. 3.32 СНиП вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо установить ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 м 0,9 и, у лестниц - на высоте 0,9 м.
Таким образом, имеющийся на входном крыльце в помещение филиала N2 МБУЗ "Городская поликлиника N7", покатый спуск, не соответствует требования вышеуказанного СНиПа, и не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения в помещение учреждения.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Это в полной мере согласуется с положениями ст. 15 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", прямо оговаривающей, что обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры относится к обязательствам собственника помещения.
Статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.ст. 44, 45 Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24 декабря 1997 года N В-62, администрация г. Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, обладает правами юридического лица. К компетенции данного учреждения, выступающего от имени города, относится, в том числе разработка по исполнению бюджета города, распоряжение и управлением имуществом, находящимся в городской собственности.
Департамент же муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, является органом администрации г. Красноярска, призванным осуществлять формирование управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории г. Красноярска. Для выполнения возложенных задач учреждение в установленном порядке участвует в формировании бюджета города. Данные обстоятельства получили отражение в п. 1.1 Положения о названном Департаменте, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 15 февраля 2005 года N 55/1.
Системный анализ указанных норм права позволяет сделать вывод, что осуществление полномочий собственника муниципального имущества возложено на администрацию г. Красноярска и ее орган - Департамент муниципального имущества и земельных отношений. Иные лица, в том числе Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, на который указывает как на надлежащего ответчика суд первой инстанции, обозначенными полномочиями не наделены. Передача в их ведение, в частности, осуществление капитального ремонта под нужды муниципального образования, не влечет освобождение администрации г. Красноярска и Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от исполнения возложенных на них в силу закона обязанностей собственника имущества, в том числе по оборудованию пандусов.
Неверным является и вывод суда первой инстанции о том, что требований к администрации г. Красноярска прокурором не выдвигалось, поскольку противоречит содержанию искового заявлению (л.д. 3-4), где данный орган местного самоуправления прямо поименован в качестве ответчика.
Судебная коллегия считает также несостоятельным вывод суда о том, что поскольку решением Красноярского городского Совета депутатов от 14 декабря 2010 N12-214 "О бюджете города на 2011 год и плановый период 2012-2012 годов", предусмотрены расходы муниципального бюджета на оборудование пандусами учреждений социального обслуживания населения и на реализацию городской целевой программы "Развитие доступной городской среды для маломобильных групп населения города Красноярска" на 2011 -2014 года", со стороны органов местного самоуправления отсутствует бездействие по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в социальное учреждение филиал N2 МБУЗ "Городская поликлиника N7", расположенное по адресу: "адрес", поскольку указанная программа не содержит конкретный перечень учреждений здравоохранения, которые в рамках реализации указанной программы, будут обустроены пандусами.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене. При этом считает возможным, в связи с установлением в ходе рассмотрения дела всех юридически значимых обстоятельств, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных прокурором Железнодорожного района г. Красноярска требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 июня 2012 года отменить.
Приять по делу новое решение.
Возложить на администрацию г. Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность установить пандус на входе в помещение филиала N2 Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N7", расположенное по адресу: "адрес" в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.