судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.,
судей: Беляковой Н.В., Тихоновой Т.В.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Жилкина П.А.,
при секретаре: Золототрубовой М.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А. гражданское дело по заявления прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры
по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района г. Красноярска
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 июня 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении предъявленных прокурором Железнодорожного района г. Красноярска требований к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о защите прав инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Свои требования мотивировал тем, что проверкой прокуратуры Железнодорожного района г. Красноярска установлено, что нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес" является муниципальной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за МБУЗ "Городская клиническая больница N7".
Вход в указанное помещение, в котором расположено травматолого-ортопедическое отделение, в нарушение ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не оборудован приспособлениями (пандусом) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в помещение учреждения.
В соответствии с п. 1.2 Регламента исполнения департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города муниципальных функций, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 4 августа 2009 года N168-р, Департамент осуществляет функции формирования муниципального имущества, контроля за активностью использования муниципального имущества, управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, осуществления управления муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении (оперативном управлении) у муниципальных предприятий (учреждений), органов администрации города.
Таким образом, администрацией г. Красноярска и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска нарушаются права инвалидов и маломобильных групп населения на обеспечение равных с другими гражданами возможностей реализации своих прав.
В связи с чем просил суд обязать муниципальное образование - г. Красноярск и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в социальное учреждение, а именно: установить пандус на входе в здание травматолого-ортопедического отделения N2 МБУЗ "Городская клиническая больница N7", расположенное по адресу: "адрес" в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционном представлении прокурор Железнодорожного района г. Красноярска просит решение суда отменить, считая необоснованным вывод суда о том что, требования к администрации г. Красноярска не заявлены, а Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком по делу
Представители ответчиков - администрации г. Красноярска, главного управления здравоохранения администрации г. Красноярска, местная организация всероссийского общества инвалидов Железнодорожного района г. Красноярска о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещались должным образом о причинах неявки суда не уведомили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, заслушав процессуального истца прокурора прокуратуры Красноярского края - Жилкина П.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя ответчика ДМиЗО администрации г. Красноярска - Горшкову Е.С. (доверенность от 31.05.2012 года), просившую решение суда оставить без изменения, представителя 3-го лица МБУЗ "Городская клиническая больница N7" - Савинскую О.А. (доверенность от 15 февраля 2011 года), просившую решение суда отменить, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес" является муниципальной собственностью и на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 30 марта 2007 года N809-недв закреплено на праве оперативного управления за Муниципальным учреждением здравоохранения "Городская клиническая больница N7".
По результатам проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска проверки установлено, что вход в здание, в котором расположено травматолого-ортопедическое отделение МБУЗ "Городская клиническая больница N7", не оборудован пандусом, имеющийся пологий спуск с обратной стороны здания не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения в помещение филиала.
В целях осуществления защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения, прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в суд с указанным иском.
Отказывая в удовлетворении предъявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что требования к администрации г. Красноярска не заявлены, а Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в рассматриваемом случае ставится вопрос о возложении обязанности по осуществлению капитального ремонта, а выполнение данных мероприятий в круг основных направлений деятельности названного учреждения не включено. Определение приоритетных направлений строительства, реконструкции и капитального ремонта под нужды г. Красноярска отнесено к компетенции Департамента градостроительства администрации г. Красноярска.
Также суд, ссылаясь на решение Красноярского городского Совета депутатов от 14 декабря 2010 N12-214 "О бюджете города на 2011 год и плановый период 2012-2012 годов", которым предусмотрены расходы муниципального бюджета на оборудование пандусами учреждений социального обслуживания населения и на реализацию городской целевой программы "Развитие доступной городской среды для маломобильных групп населения города Красноярска" на 2011 -2014 года", пришел к выводу об отсутствии со стороны органов местного самоуправления бездействия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в социальное учреждение.
Однако судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда ввиду следующего.В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Один из аспектов реализации закрепленного в основном законе страны принципа равенства прав и свобод человека получил отражение в ст. 15 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ. В названной статье содержится четкое указание на то, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Уклонение от исполнения приведенного требования является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности. Таким образом, законодатель определил способ соблюдения прав инвалидов при решении стоящих перед ними повседневных проблем.
Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, п. 1.7 Свода правил по проектированию строительству СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", одобренного постановлением Госстроя РФ от 16 июня 2011 года N 72, обозначено в качестве основополагающей задачи при создании законодательства о градостроительной деятельности и формировании архитектурной среды.
В частности, разделом 3 "Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам" Строительных норм и правил (СНиП) 35-01-2001, принятых постановлением Госстроя РФ 16 июля 2001 года N 73, предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли. Лестницы дублируются пандусами с поручнями (выполненными с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам), а при необходимости другими средствами подъема.
Как следует из имеющегося в материалах дела акта о проверки соблюдения законодательства, направленного на обеспечение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры от 9 февраля 2012 года с приложенными фотографиями, входное крыльцо в здание травматолого-ортопедического отделения N2 МБУЗ "Городская клиническая больница N7", расположенное по адресу: "адрес" представлено в виде одной ступени, выполненной из бетона. При входе в помещение пандус отсутствует. При входе в помещение с обратной стороны здания имеется пологий спуск, на центральном входе имеется объявление о его наличии, однако дверь, к которой можно попасть по спуску, заперта, ключ находится в регистратуре.
Таким образом, в нарушение требований ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" оборудование травматолого-ортопедического отделения N2 МБУЗ "Городская клиническая больница N7" (пандусами, поручнями) не соответствует требованиям СНиП 35-01-2011 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.ст. 44, 45 Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24 декабря 1997 года N В-62, администрация г. Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, обладает правами юридического лица. К компетенции данного учреждения, выступающего от имени города, относится, в том числе разработка по исполнению бюджета города, распоряжение и управлением имуществом, находящимся в городской собственности.
Департамент же муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, является органом администрации г. Красноярска, призванным осуществлять формирование управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории г. Красноярска. Для выполнения возложенных задач учреждение в установленном порядке участвует в формировании бюджета города. Данные обстоятельства получили отражение в п. 1.1 Положения о названном Департаменте, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 15 февраля 2005 года N 55/1.
Системный анализ указанных норм права позволяет сделать вывод, что осуществление полномочий собственника муниципального имущества возложено на администрацию г. Красноярска и ее орган - Департамент муниципального имущества и земельных отношений. Иные лица, в том числе Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, на который указывает как на надлежащего ответчика суд первой инстанции, обозначенными полномочиями не наделены. Передача в их ведение, в частности, осуществление капитального ремонта под нужды муниципального образования, не влечет освобождение администрации г. Красноярска и Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от исполнения возложенных на них в силу закона обязанностей собственника имущества, в том числе по оборудованию пандусов.
Неверным является и вывод суда первой инстанции о том, что требований к администрации г. Красноярска прокурором не заявлялось, поскольку противоречит содержанию искового заявлению (л.д. 3-4), где данный орган местного самоуправления прямо поименован в качестве ответчика.
Судебная коллегия считает также несостоятельным вывод суда о том, что поскольку решением Красноярского городского Совета депутатов от 14 декабря 2010 N12-214 "О бюджете города на 2011 год и плановый период 2012-2012 годов", предусмотрены расходы муниципального бюджета на оборудование пандусами учреждений социального обслуживания населения и на реализацию городской целевой программы "Развитие доступной городской среды для маломобильных групп населения города Красноярска" на 2011 -2014 года", со стороны органов местного самоуправления отсутствует бездействие по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в социальное учреждение филиал N2 МБУЗ ГПN7, расположенное по адресу: г "адрес" поскольку указанная программа не содержит конкретный перечень учреждений здравоохранения, которые в рамках реализации указанной программы, будут обустроены пандусами.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене. При этом считает возможным, в связи с установлением в ходе рассмотрения дела всех юридически значимых обстоятельств, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных прокурором Железнодорожного района г. Красноярска требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 июня 2012 года отменить.
Приять по делу новое решение.
Возложить на администрацию г. Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность установить пандус на входе в здание травматолого-ортопедического отделения N2 Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N7", расположенное по адресу: г. Красноярск, "адрес" в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.