Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А.
судей Сударьковой Е.В., Охременко О.В.
при секретаре Барановской Н.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. дело по иску Калюса "данные изъяты" к Федеральному бюджетному учреждению "Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю" о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложению обязанностей, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе представителя ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю Скрипниченко Э.А.
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 10 мая 2012 года, которым постановлено:
"Признать Калюса "данные изъяты" нуждающимся в улучшении жилищных условий с июня 1995 года.
Взыскать с ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю в пользу Калюса "данные изъяты" расходы на ксерокопирование документов 1 050 (одна тысяча пятьдесят) рублей, оплату проезда 6 095 (шесть тысяч девяносто пять) рублей 30 копеек.
В удовлетворении требований Калюса "данные изъяты" к ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю об обязании признать участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по п.п."а" п.5 Правил выпуска и реализации ГЖС, направлении учетного дела в ФБУ ЦЖКХ ФСИН России для выдачи государственного жилищного сертификата, компенсации морального вреда, остальной части расходов, отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калюс В.Н. с 18.08.1981 г. по 28.02.2001 г. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в том числе работал в ликвидированном в 2010 году Учреждении У-235 ИК-15 поселка Нижняя Пойма Нижнеингашского района.
Обратился в суд к ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю с иском о признании его состоявшим на учете на улучшение жилищных условий в органе исполнительной власти ГУФСИН России с июня 1995 года, обязании признать его с 31.07.2010 г. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, по п.п."а" ст.5 Правил выпуска и реализации ГЖС от 21.03.2006 N 153, согласно которому право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. Также просил обязать ответчика направить учетное дело в ФБУ ЦЖКХ ФСИН России (г. Москва) для выдачи государственного жилищного сертификата, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, судебные расходы.
Требования мотивировал тем, что в 1995 году он, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, подал документы в ИК-15, был поставлен на учет, ему выдали подтверждающую справку и включили в списки, в которых в 2005 году он был под N 11. Однако квартиру он так и не получил, субсидии на покупку или строительство ему также не предоставлялись. В связи с чем в 2009 году он начал собирать документы для участия в программе по получению жилищного сертификата и переселению, однако должностное лицо ГУФСИН, которое должно принимать документы, под разными предлогами неоднократно отказывалось это делать. Также указывает на утерю по вине ГУФСИН при реорганизации учреждений находящихся в его учетном деле документов о признании его нуждающимся в жилом помещении. Считает, что имеет право на предоставление социальной выплаты, поскольку давно состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в учреждении УИС и пригодного для проживания жилого помещения не имеет.
Судом исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе представитель ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю Скрипниченко Э.А. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Калюса В.Н. Егорову Н.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Поэтому при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
В статье 29 ЖК РСФСР перечислены основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, в том числе, граждане: 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Согласно ст.30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
В соответствии со ст.31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы производится совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
В статье 32 ЖК РСФСР содержалось положение, согласно которому право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи, к которым относились: 1) улучшение жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезд на другое постоянное место жительства; 3) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращение трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы, и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
Согласно ст.ст.33, 34 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. При этом очередность на получение жилых помещений может быть перенесена на более поздние сроки гражданам, состоящим на учете по месту работы, администрацией предприятия, учреждения, организации по согласованию с профсоюзным комитетом за злостное нарушение трудовой дисциплины, пьянство, хулиганство, хищение государственного или общественного имущества и другие нарушения в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.
Контроль за состоянием учета на предприятиях, в учреждениях, организациях граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии со ст.35 ЖК РСФСР, осуществляется исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов и соответствующими органами профессиональных союзов.
Аналогичный порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлен утвержденными для этих целей Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Согласно п.5 указанных Правил (в редакции, действующей до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 г. N 561) право на участие в подпрограмме имели в частности следующие категории граждан Российской Федерации: а) граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти; б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации; г) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с п.п. 7 и 8 Правил из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. При этом применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Кроме того, Приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 N 287 (утратил силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16.05.2012 N 267) была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе", согласно п.3 которой для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению N 1 к Правилам по месту постановки на жилищный учет, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности - в учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка.
Как видно из материалов дела, Калюс В.Н. с 18.08.1981 г. по 28.02.2001 г. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в том числе работал в ликвидированном в 2010 году Учреждении У-235 ИК-15 поселка Нижняя Пойма Нижнеингашского района (т.2 л.д.89-90, 169-172).
Уволен приказом от 28.02.2001 NЛ-55 по п."ж" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе) (т.2 л.д.89-90).
В июне 1995 года он подал заявление в профсоюзный комитет для постановки на учет для получения жилья, что подтверждается справкой от 08.06.2007 г., выданной начальником КП-47 (т.2 л.д.8), согласно которой в очереди 1995 года Калюс В.Н. был поставлен под N 31; в течение 10 лет часть очередников выбыла и Калюс В.Н. стал в списках очередников 2005 года под N 11. (т.2 л.д.8-9).
В 1999 году Калюс В.Н. обращался к начальнику У-235/15 с рапортом по поводу его нуждаемости в жилом помещении (т.1 л.д.11-12), однако жилое помещение или субсидии на его приобретение или строительство истцу предоставлены не были, что подтверждается справками ФГУ КП-47 ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФБУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю (т.2 л.д.22-23). В год увольнения 26.03.2001 г. Калюс В.Н. было выдано удостоверение N 890 о наличии у него права на льготы по обеспечению жилплощадью (т.2 л.д.10).
Как следует из представленных документов, на момент прохождения службы в органах УИС, истец собственного жилья не имел, проживал совместно с матерью Калюс В.Ф. в принадлежащей ей по договору дарения ? доли домовладения по адресу: Красноярский "данные изъяты" (т.2 л.д.25-29, 69).
При этом истец и его мать Калюс В.Ф. иной жилой площади в собственности не имеют и Калюс В.Н. жильем в п.Нижняя Пойма не обеспечивался, что подтверждается справками администрации п.Нижняя Пойма Нижнеингашского района Красноярского края, Нижнепойменским участком филиала по Красноярскому краю ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", а также сведениями, предоставленными Иланским отделом УФРС по Красноярскому краю (т.2 л.д.15-21).
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ Учреждение УИС У-235 подлежало ликвидации, а сотрудники и члены их семей на основании Распоряжения Правительства РФ от 07.10.2004 г. N 1291-Р - переселению в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года N 675.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 397-р перечень был поименован как "Перечень поселков учреждений, с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, из которых переселение граждан осуществляется с предоставлением за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилого помещения, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами". В этот перечень ПГТ Нижняя Пойма, Нижнеингашского района У-235 включен под п.34.
Согласно справкам от 06 и 08 июня 2007 г., выданным начальником КП-47, при сокращении штатов ИК-15 все материалы, в том числе и личные дела очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2006 году были переданы в Управление (УРУ ОУХД) (т.1 л.д.32-33, т.2 л.д.8).
Согласно ответам на запросы суда УРУ ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от 15.03.2012 N24/ТО/16/9-161 и ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 30.03.2012 N24/ТО/80/3-137 жилищно-бытовые комиссии в учреждениях У-235 создавались для учета работников, нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий, а также распределения имеющихся свободных квартир; учреждение У-235/15 весь жилой фонд передало в октябре 2006 года в муниципальную собственность п.Нижняя Пойма и необходимость в существовании жилищно-бытовой комиссии отпала В 2008 году учреждение У-235/15 прекратило свою деятельность и в 2010 году было ликвидировано; документы по работе жилищно-бытовой комиссии за 1995 год в архив УРУ ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю не сдавались и не сохранились; в ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю документы, касающиеся формирования, состава, полномочий жилищно-бытовой комиссии ИК-15 на 1995 год отсутствуют, при ликвидации ИК-15 учетные дела граждан, состоящих на учете и материалы по ним не передавались (т.2 л.д.164-165).
Согласно ответу администрации п.Нижняя Пойма от 26.04.2012 N269 администрация поселка в 1995 году на балансе жилищного фонда не имела, поэтому граждане по вопросу получения жилья и улучшения жилищных условий обращались по месту работы, где и формировались списки очередников (т.2 л.д.190).
Как следует из материалов дела, 31.07.2009 года Калюс В.Н. подал заявление (рапорт) на включение в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по п.п."б" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, как гражданин, принадлежащий к категории подлежащих переселению из поселка с особыми условиями хозяйственной деятельности (т.1 л.д.21-22, т.2 л.д.138).
Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УРУОУХД ГУФСИН края от 29.12.2009 г. Калюс В.Н. был включен в списки на участие в подпрограмме, по п.п."б" п.5 Правил выпуска и реализации ГЖС (т.2 л.д.137) на 2011 год под N502 (т.1 л.д.60-62, 65). Истцом подписано обязательство о сдаче жилого помещения по адресу: "данные изъяты" (т.2 л.д.139).
При этом еще в 2002 году указанный дом по адресу: "данные изъяты", в котором проживал истец со своей матерью, был признан аварийным, что подтверждается актом проверки жилищных условий от 18.06.2002 г. (т.2 л.д.194).
Согласно техническому заключению от 2011 г. указанный жилой дом необходимо вывести из эксплуатации, так как он находится в аварийном состоянии, состояние строительных конструкций угрожает жизни и здоровью людей, общий процент износа по жилому дому составляет 90 % (т.2 л.д.56-59, 153).
Заключением межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Главы п.Нижняя Пойма, от 15.11.2011 г. указанный дом признан непригодным для проживания (т.2 л.д.87), в связи с чем Постановлением администрации п.Нижняя Пойма от 18.11.2011 г. N290-п проживающие в нем граждане приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма как проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (т.2 л.д.88). Вместе с этим согласно справке ООО "Сервисстрой", срок службы деревянного бревенчатого дома составляет 50 лет, процент износа по техническому паспорту от 1988 года на указанный жилой дом (т.2 л.д.61-68) составлял 70-80% (т.2 л.д.153), в техническом паспорте, составленном ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 03.07.2009 г. (т.2 л.д.175-183) указан год ввода данного жилого дома в эксплуатацию - 1924 год (т.2 л.д.178).
Дав в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ оценку указанным обстоятельствам, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец в 1995 году имел право быть поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах УИС и был поставлен на соответствующий учет для получения жилья по месту работы в У-235/15, что подтверждается вышеприведенными доказательствами, свидетельствующими как о наличии оснований, так и о такой постановке в соответствии с действующими в спорный период времени положениями п.2, 4 и 6 ст.29 ЖК РСФСР. В этой связи доводы апелляционной жалобы о незаконной и бесконтрольной постановке Калюса В.Н. в 1995 г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являются несостоятельными.
Вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований о признании истца участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по п.п."а" п.5 Правил выпуска и реализации ГЖС, направлении учетного дела в ФБУ ЦЖКХ ФСИН России для выдачи государственного жилищного сертификата, судебная коллегия также считает правильным, поскольку в 2009 году Калюс В.Н. обращался к ответчику именно как лицо, подлежащее переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности и в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие обращение истца с заявлением об участии в подпрограмме по иным основаниям, что не оспаривалось самим истцом. Вывод суда об отказе в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда основан на нормах материального права и также является правильным.
Связанные с рассмотрением настоящего иска в рамках удовлетворенных требований, судебные расходы истца, в виде расходов на ксерокопирование документов в сумме 1 050 рублей и на проезд в сумме 6 095 рублей 30 копеек обоснованно взысканы судом с ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана правильная правовая оценка, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований не могут быть приняты во внимание.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 10 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю Скрипниченко Э.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.