Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании 27 сентября 2012 г. жалобу государственного инспектора Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Е.А. Рыбниковой на решение судьи Сухобузимского районного суда Красноярского края от 13 августа 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Воскобойник С.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением прокурора Сухобузимского района Красноярского края от 12 апреля 2012 г. в отношении Воскобойник Н.Г.- главы администрации Кононовского сельсовета Сухобузимского района было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ по факту несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Данное дело было передано для рассмотрения по существу в Службу по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
Постановлением государственного инспектора Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Е.А. Рыбниковой от 05 мая 2012 г. производство по делу в отношении Воскобойник Н.Г. прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решением судьи Сухобузимского районного суда Красноярского края от 13 августа 2012 г. по протесту прокурора района постановление отменено, дело в отношении Воскобойник Н.Г. направлено на новое рассмотрение в Службу по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
В жалобе, с которой обратилась в соответствии с ч.5 ст. 30.9 КоАП РФ, государственный инспектор Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Е.А. Рыбникова просит решение суда отменить как незаконное, указывая, что содержащиеся в постановлении прокурора о возбуждении дела выводы о том, что Воскобойник Н.Г. является субъектом административного правонарушения, не основаны на положениях действующего законодательства, администрация Кононовского сельсовета не является субъектом, в деятельности которого образуются отходы производства и потребления, собственник отходов прокурором не установлен, не указан вид отходов, владелец земельного участка, на котором обнаружена свалка, не приложены акты обследования, свалка ликвидирована жителями после проверки, действия Воскобойник Н.Г. следовало квалифицировать по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, а также Воскобойник Н.Г. жалобу поддержали.
Проверив материалы дела, изучив довода жалобы, полагаю, что решение судьи по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из постановления государственного инспектора Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Е.А. Рыбниковой от 05 мая 2012 г., единственным основанием прекращения дела об административном правонарушении в отношении главы Кононовского сельского совета Сухобузимского района Воскобойник Н.Г. послужила правовая позиция, согласно которой, администрация сельского поселения не является субъектом правонарушения, поскольку в ее деятельности не образуются отходы производства и потребления, в связи с чем она не обязана осуществлять обращение с отходами производства и потребления.
Между тем, такая позиция противоречит положениям действующего законодательства.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
По смыслу диспозиции статьи, объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами, по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами на любой из стадий обращения с отходами или иными опасными веществами.
Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичное положение содержится и в ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которой также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, то обстоятельство, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета прямо закреплено и в п. 17 ст. 7 Устава Кононовского сельского совета Сухобузимского района.
Из приведенных положений следует обязанность сельсовета принимать меры к организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в том числе и к ликвидации на территории поселения несанкционированных свалок.
По смыслу закона, публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования, в данном случае - сельского поселения. При этом принадлежность земельного участка не муниципальному образованию, а физическому или иному юридическому лицу, вытекающая из гражданско-правовых отношений, не означает, что вышеуказанные полномочия (или обязанности) органов местного самоуправления не распространяются на такие территории, если это прямо не предусмотрено законом, и не снимает с органов местного самоуправления ответственности за выполнение этих обязанностей.
Согласно постановлению прокурора Сухобузимского района Красноярского края, основанием к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Воскобойник Н.Г. как ответственного должностного лица послужила ненадлежащая организация сбора и вызова мусора на территории сельсовета: сбор бытового мусора в металлические контейнеры не осуществляется, специальные площадки, контейнеры для вывоза мусора не оборудованы, урны для сбора мусора установлены лишь у административных зданий, имеется свалка бытовых отходов и мусора на территории сельсовета в п. Кононово Сухобузимского района, на расстоянии 140 м. в направлении 273 градусов к дому N 44 "в" по ул. Центральной, площадью 35 м.2, с объемом отходов около 20 м.3.
С постановлением в административный орган прокурором были представлены подтверждающие документы, в том числе и акты проверки от 22 марта 2012 г.
Как определено п.3 ст. 9 Устава Кононовского сельского совета Сухобузимского района, глава администрации сельсовета осуществляет руководство деятельностью администрации, то есть является должностным лицом возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории сельсовета, в том числе по реализации установленного ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ч.1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" права на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Указанные обстоятельства, являются существенными для правильного разрешения дела, однако они не получили надлежащей оценки в постановлении государственного инспектора Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Е.А. Рыбниковой от 05 мая 2012 г в отношении Воскобойник Н.Г.
В этой связи указанное постановление решением судьи Сухобузимского районного суда Красноярского края от 13 августа 2012 г. обоснованно отменено, с направлением дела на новое рассмотрение. Доводы жалобы об обратном несостоятельны.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Сухобузимского районного суда Красноярского края от 13 августа 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Воскобойник С.Г. оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Е.А. Рыбниковой - без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.