судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Головиной Л.Н.,
судей: Парамзиной И.М., Елисеевой А.Л.
с участием прокурора Жилкина П.А.
при секретаре: Бухаровой Е.Н.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Парамзиной И.М., дело по иску Абаканского транспортного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации г.Минусинска и Улатову И.Ю. о признании постановления недействительным, истребовании участка и признании права собственности
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации г.Минусинска Носкова В.Б.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 03 июля 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Абаканского транспортного прокурора к Администрации г. Минусинска о признании недействительным постановления Администрации г. Минусинска удовлетворить.
Признать недействительным постановление Администрации г.Минусинска N 1258-П от 18.08.2006. "О передаче в собственность земельного участка Улатову И.Ю." и обязать Администрацию г. Минусинска отменить постановление N 1258-П от 18.08.2006. "О передаче в собственность земельного участка Улатову И.Ю."
В удовлетворении исковых требований Абаканского транспортного прокурора к Улатову И.Ю. об истребовании земельного участка и признании права собственности Российской Федерации - отказать".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абаканский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением (с учётом уточнённых исковых требований) о признании недействительным постановления Администрации г. Минусинска N 1258-П от 18.08.2006г. "О передаче в собственность земельного участка Улатову И.Ю.", признании права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 111 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", а также об истребовании указанного земельного участка из владения Улатова И.Ю. в пользу РФ, мотивируя тем, что при проведении проверки Абаканской транспортной прокуратурой исполнения законодательства о безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта установлено, что главой г.Минусинска 18 августа 2006 года издано постановление администрации г.Минусинска N 1258-П "О передаче в собственность земельного участка Улатову И.Ю.", в соответствии с которым в собственность гражданину Улатову И.Ю. за плату передан земельный участок площадью 111 кв.м., по адресу: "адрес", для эксплуатации магазина.. По мнению прокурора, постановление издано с нарушением действующего водного законодательства РФ.
Судом постановлено постановленное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г.Минусинска Носков В.Б. просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным постановления администрации г.Минусинска от 18.08.2006 года N 1258-п "О передаче в собственность земельного участка Улатову И.Ю." и обязании администрацию г.Минусинска отменить указанное постановление и принять в данной части решение об отказе в иске, поскольку судом неверно применены нормы материального права, а именно, предоставленный Улатову И.Ю. земельный участок расположен на территории с промышленными объектами и не является водоохраной зоной, на генеральном плане муниципального образования отсутствуют границы водоохраной зоны.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Жилкина П.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно статье 111 Водного кодекса РФ в ред. от 29.12.04г., для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны. Согласно статье 112 ВК РФ земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством РФ, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
Постановлением Администрации Красноярского края от 15.09.98г. N 514-п установлена минимальная ширина водоохраной зоны реки Енисей в г. Минусинске в размере 500 метров.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Земельный кодекс РФ в редакции от 29.12.04г. содержал аналогичное положение.
Согласно пункту 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. Земельный кодекс РФ в редакции от 29.12.04г. аналогичного положения не содержал.
В силу требований пункта 4 раздела 4 Приложения N 1 ("Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности") к Постановлению Верховного совета РФ от 27.12.91г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность" исключительно к федеральной собственности относятся: Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации (кроме вошедших в Приложение 3).
Кроме того, согласно требованиям части 8 статьи 28 Закона РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.01г. N 178- ФЗ: отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В соответствие с пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как установлено судом первой инстанции, при акционировании государственного предприятия "Енисейское речное пароходство", на основании договора о передаче в безвозмездное пользование в 1994 году ряд объектов государственной казны РФ, приватизация которых была запрещена, в соответствии с действующим законодательством, в том числе берегоукрепление пристани Минусинска, набережная Минусинска, акватория пристани Минусинск, акватория Минусинской РЭБ флота, были переданы ОАО "Енисейское речное пароходство". Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю приняло от ОАО "ЕРП" объекты недвижимости, в том числе и берегоукрепление пристани Минусинска, набережная Минусинска, акватория пристани Минусинск, акватория Минусинской РЭБ флота.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от "данные изъяты" берегоукрепление пристани Минусинска, набережная Минусинска, акватория пристани Минусинск, акватория Минусинской РЭБ флота передана в оперативное управление Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Красноярскому краю (Центру ГИМС КК).
Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены требования части 8 статьи 28 Закона РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.01г. N 178- ФЗ, поскольку земельный участок имеет наложение с береговой полосой протоки реки Енисей, которая является землей общего пользования (часть 7 статьи 20 ВК РФ в редакции от 29.12.04г.) и, в силу указанной нормы Закона РФ N 178- ФЗ не подлежал приватизации. Аналогичный запрет содержал в себе и пункт 12 статьи 85 ЗК РФ в редакции от 29.12.04г.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что спорный участок был передан оспариваемым постановлением администрации города Минусинска в собственность физического лица с нарушением требований действовавшего на момент предоставления земельного участка законодательства, запрещающего передачу таких участков в собственность физическим лицам и, находится в собственности физического лица с нарушением требований действующего в настоящее время законодательства РФ, также запрещающего нахождение таких земельных участков в собственности физических лиц. При принятии оспариваемого постановления не были соблюдены требования статьи 112 ВК РФ в редакции от 29.12.04г. не было получено согласования с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. Такое согласование являлось необходимым, так как земельный участок находится в пределах водоохранной зоны реки Енисей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок находится в границах МО г.Минусинск, а на генеральном плане муниципального образования отсутствуют границы водоохранных зон, а также о том, что на спорном земельном участке расположены промышленные объекты, соответственно, эта территория не может являться водоохранной зоной являются несостоятельными, поскольку согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии рек, и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Постановлением Администрации Красноярского края от 15.09.98 г. N514-П "О водоохранных зонах водных объектов на территории населенных пунктов" установлена минимальная ширина водоохраной зоны реки Енисей в г.Минусинске в размере 500 метров, т.е. в пределах расположения спорного земельного участка.
Указанные доводы жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Доводы жалобы подлежат отклонению в силу вышеизложенного, как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, не имеется. Выводы суда, изложенные в постановленном решении, подтверждаются материалами дела.
Судом дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон. Выводы суда не противоречат материалам дела и требованиям закона, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При рассмотрении спора судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя администрации г.Минусинска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 03 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г.Минусинска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.