Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Полынцева С.Н.,
судей Пашковского Д.И., Гареевой Е.Б.,
с участием прокурора Назаркина В.П.,
при секретаре Елесеенко И.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Пашковского Д.И.,
гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г.Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ФИО8, ФИО9, представителя ФИО10 и ФИО11, по доверенности ФИО12,
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 12 мая 2012 года, которым постановлено:
"Требования прокурора Железнодорожного района г.Красноярска удовлетворить частично.
Обязать Министерство культуры Красноярского края оформить паспорт объекта культурного наследия - "Дом жилой, руб. XIX-XX вв.", расположенного по ул. "адрес" "адрес", в порядке и сроках, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия г.Красноярска" на 2010-2013 годы" и государственных контрактов N от "дата" и N от "дата", оформить охранные обязательства с собственниками объекта культурного наследия.
В удовлетворении остальной части требований отказать".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г.Красноярска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры Красноярского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности на Министерство культуры Красноярского края оформить охранное обязательство и изготовить паспорт объекта культурного наследия - "Дом жилой, руб. XIX-XX вв", расположенного по адресу: "адрес".
Свои требования мотивировал тем, что согласно информации Министерства культуры Красноярского края объект недвижимости по ул. "адрес" является выявленным объектом культурного наследия, внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и принят на государственную охрану на основании решения исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от "дата" N. На объект недвижимости, расположенный по ул. "адрес", в "адрес" имеется технический паспорт на жилой дом индивидуального фонда. Информация о паспорте объекта культурного наследия, об охранных обязательствах, закреплении зоны охраны отсутствует. Согласно закону, собственник несет бремя по содержанию объекта культурного наследия, с учетом требований федерального закона. В соответствии с Федеральным Законом от "дата" N-Ф3 "Об объектах культурного наследия..." на объект культурного наследия, включенного в реестр, выдается паспорт объекта культурного наследия, форма паспорта утверждена приказом Министерства культуры Российской Федерации от "дата" N. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект наследия. Таким образом, Министерством культуры "адрес" не выполнены требования Закона об охране объектов культурного наследия в части оформления паспорта. Указанным бездействием Министерства нарушены права неопределенного круга лиц на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа российской Федерации.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО8, ФИО9, представитель ФИО10 и ФИО11, по доверенности ФИО12 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное считают, что домовладение не все является объектом культурного наследия, а лишь его часть под литером А, а объект под литером А1 таковым не является и на него нет необходимости оформлять паспорт объекта культурного наследия и охранные обязательства с собственниками.
Проверив материалы дела, решение суда, в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО10 и ФИО11, по доверенностям ФИО12, прокурора Назаркина В.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" закреплено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу ч.1 названного Закона предметами регулирования настоящего Федерального закона являются, в том числе особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества.
Согласно ст.48 Закона N73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется:
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;
местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
В случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения.
Как следует из Постановления Правительства Красноярского края от 07.08.2008 года N 32-п "Об утверждении Положения о министерстве культуры Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства культуры Красноярского края", Министерство культуры Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет, в том числе государственный контроль в областях музейного дела, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу указанного Положения (пункт 3.7), задачами Министерства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, являются, в частности: осуществление работ по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; осуществление государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в установленном порядке; согласование проектирования и проведения работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществление контроля за состоянием объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия и проведение один раз в пять лет обследования состояния и фотофиксации объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия; оформление охранных обязательств собственника и пользователя объектов культурного наследия в установленном порядке; организация разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия в установленном порядке; организация проведения историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти края или органа местного самоуправления; сохранение, использование и популяризация объектив культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и другие.
Как видно из материалов дела и как правильно установил суд первой инстанции, здание, расположенное по ул. "адрес" в "адрес", является объектом культурного наследия "Особняк, 1946 года" и подлежит государственной охране на основании Решения исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от "дата" N. В соответствии с п.3 ст.64 Федерального закона от "дата" N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", указанное здание отнесено к объектам культурного наследия регионального значения.
Согласно представленным материалам, охранные обязательства заключены не со всеми собственниками объекта культурного наследия. Так, они заключены только с ФИО13, ФИО14 Министерством собственникам объекта направлялись уведомления о необходимости заключения охранных обязательств, но до настоящего времени они не оформлены.
Паспорт объекта культурного наследия, установленной на сегодняшний день, формы, на указанный объект отсутствует.
Кроме этого, установлено, что Правительством края Постановлением N-п от "дата", утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия г. Красноярска" на 2010-2013 годы", в рамках которой предусмотрено осуществление Министерством государственного учета и инвентаризации объектов культурного наследия г. Красноярска, определение границ их территорий, разработка проекта зон охраны, проведение государственной историко-культурной экспертизы и соответствующее финансирование на указанные мероприятия.
Между Министерством культуры Красноярского края и федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости ? федеральное бюро технической инвентаризации" заключены государственный контракт от "дата" N на выполнение работ по государственному учету и инвентаризации объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, утраченных объектов культурного наследия, а также контракт от "дата" N на выполнение работ по определению границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия города Красноярска. Условия указанных контрактов предусматривают их выполнение не позднее "дата". Результатом исполнения государственных контрактов будет определение предмета охраны, границ территории объекта культурного наследия по адресу: "адрес".
При таких обстоятельствах, частично удовлетворяя требования прокурора и возлагая на Министерство культуры Красноярского края обязанность по оформлению паспорта объекта культурного наследия - "Дом жилой, руб. XIX-XX вв.", расположенного по ул. "адрес", в порядке и сроках, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия г.Красноярска" на 2010-2013 годы" и государственных контрактов N от "дата" и N от "дата", по оформлению охранных обязательств с собственниками объекта культурного наследия, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о незаконном бездействии ответчика в этой части.
Судом точно установлены обстоятельства по делу, имеющие значение для его правильного рассмотрения, определены правоотношения сторон и правовые нормы, их регулирующие, оценены доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений.
Выводы суда подробно мотивированы в решении и сомнений в своей правильности не вызывают.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда по делу и направлены на переоценку верно установленных им обстоятельств, поэтому не могут служить основанием для отмены правильного по существу, законного и обоснованного судебного решения.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь за собой отмену правильного по существу решения суда первой инстанции, при апелляционном рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 12 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО8, ФИО9, представителя ФИО10 и ФИО11, по доверенности ФИО12 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.