Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Беляковой Н.В., Емельянова В.А.,
при секретаре: ФИО7,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску Полежаевой Т.А. к ГУФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии и восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе представителя Полежаевой Т.А. Олина А.И.,
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 30 июля 2012г., которым постановлено:
В удовлетворении требований Полежаевой Т.А. к ГУФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии и восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать в полном объеме.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Полежаева Т.А. обратилась в суд с иском к ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии и восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Свои требования мотивировала тем, что 06 июля 1988г. она в составе семьи из четырех человек, была вселена и зарегистрирована в двухкомнатной "адрес" неблагоустроенного "адрес", постройки 1958 года, по "адрес" в "адрес". На момент вселения данное жилое помещение являлось муниципальной собственностью, не отвечало установленным санитарным и техническим требованиям в связи с отсутствием центрального отопления и горячего водоснабжения. Решением жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю от 29 октября 2002г. она принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В описательной части протокола указаны сведения о неблагоустроенности занимаемого жилого помещения. Заявление о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверялось жилищно-бытовой комиссией, и ненадлежащие жилищные условия были достоверно установлены. В соответствии с договором на передачу жилого помещения в собственность граждан от 13 марта 2006г. квартира приватизирована ее дочерью Полежаевой Л.Е. 06 октября 2010г. на повестку ЖБК ГУФСИН края был вынесен вопрос о выделении истице однокомнатной квартиры. Решение о предоставлении жилья было отложено до предоставления ею справки о непригодности жилого помещения для проживания. Решением жилищно-бытовой комиссии ответчика от 16 августа 2011г. она была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием оснований для постановки на учет в 2002г. Решение считает незаконным. В этой связи она просила суд признать недействительным решение жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю от 16 августа 2011г. о снятии ее и ее семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложить обязанность на жилищно-бытовую комиссию восстановить ее вместе с семьей из трех человек на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Полежаевой Т.А. Олин А.И. просит отменить или изменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание Полежаева Т.А., ее представитель Олин А.И., надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю Диденко Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984г. N335 были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР.
Во исполнение данного Постановления Совета Министров РСФСР постановлением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 01 марта 1990г. N 63/3 были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае.
Согласно п. 7 указанных выше Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека 7 кв. м и менее. Если на предприятиях, в учреждениях, организациях, ведущих жилищное строительство, улучшены жилищные условия всем работникам, имеющим обеспеченность 7 и менее кв. м, коллективным договором, соглашением администрации с профсоюзным комитетом эта норма может быть повышена до 9 кв. метров;
б) занимающие жилое помещение, признанное непригодным для постоянного проживания по санитарным или техническим требованиям. Исполкомы городских,
районных, районных в городах, сельских и поселковых Советов народных депутатов по результатам обследований межведомственными комиссиями устанавливают для конкретных населенных пунктов (районов города) перечни жилых домов и жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, независимо от ведомственной принадлежности жилого фонда;
В соответствии с п. 10 Правил учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Согласно п.п. 13,15 Правил, для принятия на учет гражданами подавалось заявление по форме согласно приложению N 1. К заявлению прилагались: выписки из домой книги, финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки Бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения, справки с прежнего местожительства, в случае прибытия из другого населенного пункта, и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
В соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ от 29 декабря 2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п.6 ч.1 и ч.2 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве
нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими
документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Из материалов дела видно и судом установлено, что Полежаева Т.А. с "дата" зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире по адресу: "адрес". Собственником указанной квартиры является дочь истицы ФИО10 Также в квартире зарегистрированы и проживают дочь истицы, ФИО10, бывшая свекровь ФИО11
29 октября 2002г. жилищно-бытовая комиссия ГУФСИН Красноярского края, рассмотрев рапорт истицы о ее постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, приняла решение о постановке Полежаевой Т.А. с семьей из 4-х человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.п. "а" п.7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, то есть в связи с обеспеченностью жилой площади на одного человека 7 кв. м и менее.
16 августа 2011г. жилищно-бытовая комиссия ГУФСИН России по Красноярскому краю приняла решение о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Полежаеву Т.А. с составом семьи 3 человека, т.к. оснований для принятия на учет нуждающихся в 2002г. не было.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к обоснованному выводу о том, что истица правомерно была снята с учета нуждающихся в жилье, в связи с отсутствием права для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данный вывод суда основан на правильно примененных нормах материального права и подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
Так, материалами дела подтверждено и судом установлено, что на момент постановки Полежаевой Т.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, общая площадь указанной квартиры составляла 36,0 кв.м., то есть на каждого члена ее семьи, состоящей из 4-х человек (муж, дочь, свекровь) приходилось 9 кв.м.
Кроме того, суд правомерно отклонил доводы истицы о том, что она с членами семьи проживает в жилом помещении, не соответствующем установленным санитарным и техническим требованиям.
Согласно п.п. "б" п.7 указанных выше Правил, для подтверждения права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо представить выданное уполномоченным органом соответствующее заключение о непригодности жилого помещения для проживания по санитарным или техническим требованиям.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства о включении жилого "адрес" в "адрес" и "адрес" перечень жилых домов и жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, доказательства, подтверждающие непригодность данного жилого помещения для проживания. Также истицей не представлены документы, подтверждающие ее обращение по данному вопросу в соответствующие органы, а также документы, подтверждающие обследование дома по инициативе иных лиц, как и не представлены сведения о выводах комиссии, как на момент постановки истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и на момент вынесения решения о снятии с такого учета.
При таких обстоятельствах суд правильно указал в решении, что акт проверки членами жилищно-бытовой комиссии жилищных условий Полежаевой Т.А. (без даты и номера), представленный ею в жилищно-бытовую комиссию при разрешении вопроса о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не мог явиться основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Согласно выписки из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от 22 июня 2006г. N 04:401/2006-16795, дом, находящийся по адресу: "адрес" является двухэтажным, а согласно п.41 вышеуказанных Правил не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Ссылка истицы на Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. N47 в части признания жилого помещения непригодным для проживания при отсутствии инженерных систем (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение) судом правомерно была отклонена, поскольку оно было принято и действует с 2006г.
Также судом обоснованно отклонена ссылка истицы на п.42 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР от 31 июля 1984г. N 355, согласно которому предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, поскольку данная норма была применима при решении вопроса о предоставлении жилых помещений, а не при решении вопроса о постановке граждан на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поскольку материалами дела подтверждено и судом установлено, что Полежаева Т.А. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий неправомерно, жилищно-бытовая комиссия ответчика, в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, правомерно приняла решение от 16 августа 2011г. о снятии ее с учета на основании п.6 ч.1, ч.2 ст. 56 ЖК РФ.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю от 16 августа 2011г. и возложении на нее обязанности восстановить истицу вместе с семьей из трех человек на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать обоснованными, т.к. они не содержат каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в связи с чем не могут явиться основанием для отмены решения. Изложенные в жалобе доводы исследовались в суде первой инстанции и в решении им дана надлежащая правовая оценка. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, повлекших за собой вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 30 июля 2012г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Полежаевой Т.А. Олина А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.