Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ивановой О.Д.,
судей Быстровой М.Г., Тихоновой Ю.Б.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Грековой Л.Р.,
при секретаре Ефимове А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ивановой О.Д.,
дело по иску Нижнепойменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях прокуратуры Красноярского края в интересах Сироты А.В. к ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю о возложении обязанности оформить обязательство о сдаче жилья, о включении Сироты А.В. в список получателей государственных жилищных сертификатов; по иску ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю к Сирота А.В., Сирота Н.П., Сирота Ю.А., Сирота А.А., Сирота Е.А. о признании незаконным договора найма жилого помещения, расторжении данного договора и снятии с регистрационного учета,
по апелляционному представлению заместителя Нижнепойменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях прокуратуры Красноярского края Майорова В.В.,
на решение Богучанского районного суда Красноярского края от 16 июля 2012г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Сироты А.В. к ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю об обязании оформить обязательство о сдаче жилья, о включении Сироты А.В. в список получателей государственных жилищных сертификатов и включения его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года и выдачи государственного жилищного сертификата - отказать.
В удовлетворении исковых требований ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю к Сироты А.В., Сирота Н.П., Сирота Ю.А., Сирота А.А., Сирота Е.А. о признании незаконным договора найма жилого помещения, расторжении договора найма жилого помещения и снятии с регистрационного учета - отказать".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нижнепойменский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях прокуратуры Красноярского края в интересах Сироты А.В. обратился в суд с иском к ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, требуя обязать оформить Сирота А.В. обязательство о сдаче жилья, расположенного по адресу: Красноярский край, Богучанский район, п.Октябрьский, "адрес" включить его в список получателей государственных жилищных сертификатов.
Требования мотивированы тем, что Сирота А.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе с сентября 2000г. по октябрь 2011г., уволен по достижении предельного возраста, имеет право на обеспечение жильем. Однако ОИУ-26 отказало Сирота А.В. в постановке в очередь на получение жилищного сертификата, так как им был предоставлен неполный пакет документов, а именно, не было предоставлено обязательство о сдаче жилья, а также по тому обстоятельству, что он не проживает в п.Октябрьский. Прокурор считает, что все необходимые документы Сирота А.В. были представлены, но был получен отказ в их принятии и включении его в список получателей жилищных сертификатов.
Впоследствии Сирота А.В. уточнил исковые требования в части предоставления ему права на получение жилищного сертификата в силу абз.6 пп."а" п.5 Правил, согласно которым сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на участие в подпрограмме, если общая продолжительность их службы в календарном исчислении составляет 10 лет и более и они признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Кроме того, просил включить его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. N153, и выдать ему государственный жилищный сертификат.
ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к Сирота А.В., Сирота Н.П., Сирота Ю.А., Сирота А.А., Сирота Е.А. о признании незаконным договора найма жилого помещения, расторжении данного договора и снятии с регистрационного учета.
Требования мотивированы тем, что договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Богучанский район, п.Октябрьский, "адрес" заключенный между Сирота А.В. и ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, является незаконным, так как не содержит даты и основания его заключения, номера комнаты, отсутствует акт приема-передачи комнаты. Кроме того, Сирота А.В. по указанному адресу никогда не проживал.
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционном представлении заместитель Нижнепойменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях прокуратуры Красноярского края Майоров В.В. просит отменить как незаконное и необоснованное решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Нижнепойменский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях прокуратуры Красноярского края, Сирота А.В., Сирота Н.П., Сирота Ю.А., Сирота А.А., Сирота Е.А., представители ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ГУФСИН России по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч.1 ст.327-1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционного представления, заслушав прокурора прокуратуры Красноярского края Грекову Л.Р., не поддержавшую апелляционное представление, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001г. N675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010гг., в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Как следует из содержания подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан РФ, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством РФ.
Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010гг., а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010гг. в уголовно-исполнительной системе", утвержденной Приказом ФСИН РФ от 4 июня 2007г. N287.
Дав надлежащий анализ положениям указанных Правил и Инструкции, суд первой инстанции верно указал, что право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Для участия в подпрограмме данные лица подают соответственно в организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают соответствующие документы, в том числе выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Как установлено в судебном заседании, Сирота А.В. проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы - ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю ИК-42, откуда был уволен по п. "б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ по достижении предельного возраста.
24 июня 2010г. Сирота А.В. обратился в ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю с рапортом о постановке его в очередь для получения жилой площади. В тот же день между ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю и Сирота А.В. был заключен договор найма жилого помещения - жилой комнаты общей площадью 16 кв.м в помещении казармы по адресу: п.Октябрьский, "адрес"
В связи с непредставлением Сирота А.В. выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцу было отказано во включении в число граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что правовое положение Сирота А.В. не соответствует требованиям, установленным в приведенных нормативных актах, для признания за ним права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и получение государственного жилищного сертификата, поскольку он не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих обратное, в силу ч.1 ст.56 ГПК РФ истцом представлено не было.
То обстоятельство, что 24 июня 2010г. Сирота А.В. обратился в ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю с рапортом о постановке его в очередь для получения жилой площади, как верно признал суд первой инстанции, не свидетельствует о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как признание сотрудников уголовно-исполнительной системы нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось учреждениями до 1 марта 2005г. (до вступления в силу Жилищного кодекса РФ). После указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления. Согласно ответу Главы администрации Октябрьского сельского совета Богучанского района Сирота А.В. в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2006г. по настоящее время не обращался. Таким образом, поскольку с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в надлежащий орган Сирота А.В. не обращался, до 1 марта 2005г. не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, органом по учету и распределению жилья он не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, Сирота А.В. с заявлением либо рапортом о его участии в подпрограмме в ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю либо в орган местного самоуправления также не обращался.
Утверждения Сирота А.В. о том, что ответчик обязан включить его в списки получателей государственных жилищных сертификатов, так как он не имеет своего жилья и нуждается в улучшении жилищных условий, обоснованно были отклонены судом первой инстанции, так как участие в данной программе носит заявительный характер, истец же с таким заявлением не обращался, в установленном законом порядке не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждаются материалами дела и соответствуют требованиям закона.
Доводы апелляционного представления о том, что Сирота А.В. был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, со ссылкой на включение его в список очередности сотрудников учреждения ОИУ-26, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение их жилой площадью на 2006г., а также на выписку из протокола от 5 января 2008г. N1, согласно которой администрацией Октябрьского сельсовета рассмотрено учетное дело Сирота А.В. как нуждающегося в жилом помещении и признании малоимущим на 1 января 2008г., не могут быть учтены, поскольку данные документы не были представлены в суд первой инстанции, не заверены надлежащим образом и опровергаются материалами дела. Кроме того, данные документы не свидетельствуют о том, что для участия в указанной подпрограмме Сирота А.В. представил в учреждение полный пакет документов, в частности, выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционного представления о допущенных неточностях во вводной и резолютивной частях решения суда не влияют на правильность судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч.4 ст.330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Богучанского районного суда Красноярского края от 16 июля 2012г. оставить без изменения, апелляционное представление заместителя Нижнепойменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях прокуратуры Красноярского края Майорова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.