Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Пашковского Д.И.
судей Малякина А.В., Данцевой Т.Н.,
с участием прокурора Воротынской О.О.,
при секретаре Елисеенко И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Пашковского Д.И.
гражданское дело по заявлению Прокуратуры Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании Положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Государственной инспекции труда в Красноярском крае, обязании выполнить действия,
по апелляционному представлению Прокуратуры Красноярского края,
на решение Кировского районного суда г.Красноярска от 16 августа 2012 года которым постановлено:
"В удовлетворении требований Прокуратуры Красноярского края об оспаривании Положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Государственной инспекции труда в Красноярском крае, обязании выполнить действия - отказать в полном объеме".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании Положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Государственной инспекции труда в Красноярском крае, обязании выполнить действия.
Свои требования мотивировал тем, что ст.22 ФЗ "О государственной гражданской службе в РФ" N79-ФЗ предусматривает, что поступление гражданина на гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Порядок и условия проведения конкурса определены Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005г. N112. П.2.7 Положения Гострудинспекции содержит перечень документов, которые должен предоставить гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, в том числе, иные документы, предусмотренные законодательством и иными нормативными актами. В приложении N1 и N2 перечень дополнен документами: страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования (за исключением случаев, когда служебная деятельность осуществляется впервые), свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ, документы воинского учета, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего. Предоставление документов не в полном объеме (п.2.11) является основанием для отказа гражданину в их приеме. Названные нормы противоречат ст.26 ФЗ N79-ФЗ, согласно которой вышеуказанные документы гражданин предоставляет только при заключении служебного контракта, а не при проведении конкурса. Федеральное законодательство не содержит норм, обязывающих лицо предоставлять иные документы, помимо указанных в Положении о конкурсе, утв. указом Президента. Пунктом 10 Положения о конкурсе, утв. Президентом в качестве оснований отказа в допуске гражданину к участию в конкурсе названы несоответствие квалификационным требованиям к должности, а также наличие ограничений, установленных законодательством РФ. Учитывая, что конкурс заключается в оценке профессиональное уровня претендента и их соответствия установленным квалификационным требованиям наличие либо отсутствие требуемых Гострудинспекцией дополнительных документов не влияют на допуск лица к участию в конкурсе. В п.3.3.1 Положения Гострудинспекции перечислены методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, которые комиссия вправе применять. При этом согласно п.3.3.1.1 применение всех перечисленных методов не является обязательным. Необходимость, а также очередность определяется конкурсной комиссией. В случае выявления победителя конкурса на вакантную должность только одним из методов оценки конкурс может считаться завершенным (п.3.3.1.2). Указанные нормы противоречат п.19 Положения о конкурсе утв. Указом Президента. Комиссия должна оценить кандидатов на основе всех конкурсных процедур, перечисленных в п.19. В п.3.7 Положения Гострудинспекции закреплено, что в случае отказа кандидата, победившего в конкурсе, заключить служебный контракт на вакантную должность комиссия вправе предложить вакантную должность следующему кандидату, получившему наибольшее количество баллов. Данное положение позволит принять лицо не признанное победителем конкурса, что не соответствует п.15,21,23 Положения о конкурсе утв. Указом Президента.
В связи с изложенным, прокурор просил признать несоответствующими ст.22, 26 ФЗ от "дата" N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Положению о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента РФ от "дата" N, пункты 2.7, 2.11, 3.3.1, 3.3.1.1, 3.3.1.2, 3.7 Положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Государственной инспекции труда в "адрес", утвержденного приказом Государственной инспекции труда в "адрес" от "дата" N-ГИТ, приложения N и N к данному приказу. Обязать государственную инспекцию труда привести в соответствие с действующим законодательством приказ Государственной инспекции труда в "адрес" от "дата" N-ГИТ "Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Государственной инспекции труда в "адрес".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении представитель прокуратуры Красноярского края по доверенности Воротынская О.О. просит решение суда отменить как незаконное, настаивая на своих прежних доводах.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя прокуратуры Красноярского края по доверенности Воротынскую О.О., поддержавшую апелляционное представление, обсудив доводы апелляционного представления, не находит оснований для отмены судебного решения.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Прокуратуры Красноярского края.
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.22 ФЗ от 27.04.2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.
Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.
Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.
Как следует из ст.26 названного ФЗ N 79-ФЗ гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:
1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;
2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;
3) паспорт;
4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
7) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
8) документ об образовании;
9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.
В соответствии с п.7. Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005г. N 112, гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:
а) личное заявление;
б) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;
в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ
предъявляется лично по прибытии на конкурс);
г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж
работы и квалификацию:
копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;
копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от "дата" N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Приказом Государственной инспекции труда в крае от "дата" N-ГИТ утверждено Положение о проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в государственной инспекции труда в "адрес".
В пункте 2.7 Положения Гострудинспекции содержится перечень документов, которые должен предоставить гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, в том числе, иные документы, предусмотренные законодательством и иными нормативными актами. В приложении N и N перечень дополнен документами: страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования (за исключением случаев, когда служебная деятельность осуществляется впервые), свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ, документы воинского учета, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, что не противоречит федеральным законам.
Таким образом, ГИТ в Красноярском крае правомерно включила в приложение N и в приложение N документы, указанные в ст.26 ФЗ N79-ФЗ, что не противоречит законодательству.
В Положении о конкурсе Гострудинспекции указано, что предоставление документов не в полном объеме (п.2.11) является основанием для отказа гражданину в их приеме, что не только не противоречит, а соответствует п.п. 10,11 Положению о конкурсе, утв. Указом Президента.
Кроме того, согласно п.19 Положения о конкурсе, утв. Указом Президента N, конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности. При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты. При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
В п.п. 3.3.1. Положения Гострудинспекции перечислены методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов на вакантную должность. Согласно п.3.3.1.1. применение всех перечисленных методов не является обязательным. Необходимость, а также очередность их применения при проведении конкурса определяется конкурсной комиссией. В случае выявления победителя конкурса на вакантную должность только одним из методов оценки конкурс может считаться завершенным (п.3.3.1.2.). В Положении Гострудинспекции предусмотрены методы оценки кандидатов в соответствии с п.19 Положения о конкурсе, утв. Указом Президента, что не противоречит требованиям законодательства. При этом п.19 Положения, категорически не обязывает конкурсную комиссию применять все перечисленные методы.
Согласно п. 3.7 Положения о конкурсе Гострудинспекции "в случае отказа кандидата, победившего в конкурсе, заключить служебный контракт на вакантную должность, комиссия вправе предложить вакантную должность следующему кандидату, получившему наибольшее количество баллов". По мнению заявителя, данный пункт Положения противоречит п. 15,21,23 Положения о конкурсе, утв. Указом Президента, вместе с тем, какие-либо противоречия между пунктами положения отсутствуют, поскольку пунктами 15,21,23 Положения, утв. Указом Президента не установлен запрет комиссии принять решение о предложении вакантной должности следующему кандидату, получившему наибольшее количество баллов, но соответствующего квалификационным требованиям к вакантной должности.
Кроме того, все оспариваемые пункты Положения Гострудинспекции соответствуют Методике проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядок и сроки работы конкурсной комиссии в центральном аппарате Федеральной службы по труду и занятости, утв. Приказом Федеральной службы по труду и занятости от "дата" N-к.
При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд правильно исходил из того, что в данном случае оспариваемые заявителем пункты Положения Гострудинспекции не нарушают права лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе на вакантную должность, не создают им препятствий в осуществлении права на доступ к государственной гражданской службе на конкурсной основе.
На основании п.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судебная коллегия согласна с такими выводами суда первой инстанции, так как они являются правильным, основанными на обстоятельствах дела и требованиях закона.
Доводы апелляционного представления не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене судебного решения, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении. Кроме того, в обоснование своих доводов апелляционного представления представитель прокуратуры Красноярского края не представил каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Красноярска от 16 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление Прокуратуры Красноярского края без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.