Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Пашковского Д.И.
судей Малякина А.В., Данцевой Т.Н.,
при секретаре Елисеенко И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Пашковского Д.И.
гражданское дело по исковому заявлению Б.С.В. к администрации Курагинского района в лице Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района о признании незаконными бездействия в предоставлении ей в аренду земельного участка и возложении обязанности предоставить в пользование земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", р. "адрес" в аренду на срок 49 лет,
по апелляционной жалобе Б.С.В.,
на решение Курагинского районного суда Красноярского края от 19 июля 2012 года которым постановлено:
"Исковые требования Б.С.В. к администрации Курагинского района в лице Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района о признании незаконными бездействия, в части отказа в предоставлении ей в аренду земельного участка и возложении обязанности предоставить в пользование земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", р. "адрес" в аренду на срок 49 лет, оставить без удовлетворения".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Курагинского района в лице Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района о признании незаконными бездействия ответчика в предоставлении ей в аренду земельного участка и возложении обязанности предоставить в пользование земельных участок, расположенный по адресу: "адрес", р. "адрес" в аренду на срок 49 лет.
Требования мотивированны тем, что "дата" она обратилась с заявлением к Главе Курагинского района о предоставлении ей земельного участка, расположенного в р. "адрес" для строительства двухквартирного жилого дома. Заявление ею было согласовано с Главой администрации ФИО8 В "дата" за счет собственных средств на основании доверенностей от "дата" и от "дата" ею были выполнены работы по межеванию данного земельного участка, "дата" участок был поставлен на кадастровый учет. После этого она обратилась в Управление экономики и имущественных отношений с кадастровым паспортом с целью заключения договора аренды на указанный участок. С "дата" ответчик каких-либо действий по предоставлению земельного участка не совершал. "дата" ею было направлено повторное заявление в администрацию района с просьбой предоставить мотивированный ответ по заявлению от "дата". На данное обращение получила письменный ответ N от "дата" с разъяснением порядка предоставления земельных участков в соответствии с действующим законодательством и отказом пояснить причины бездействия ответчика в течение более чем 5 лет. Считает, что администрация Курагинского района в лице Управления экономики и имущественных отношений нарушила действующее законодательство, а именно нормы Федерального закона от "дата" N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" - в части не направления ответа на заявление в 30-дневный срок и ст.34 ЗК РФ в части непринятия решения о предоставлении земельного участка в аренду в течение 2 недель с момента предоставления кадастрового паспорта.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Б.С.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что суд неправильно применил нормы процессуального и материального права, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав Б.С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство, с учетом положения Конституции РФ, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 28, ст. 29 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. "адрес" "О регулировании земельных отношений в "адрес"" от "дата" N многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории "адрес", имеют право на бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для следующих целей: ведение садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. Право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно для одной и той же цели может быть использовано однократно на семью в целом.
Граждане, заинтересованные в представлении или передаче земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, в ином льготном (первоочередном, внеочередном) порядке, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое права на землю. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие установленное законодательством право заявителя на бесплатное, иное льготное (первоочередное, внеочередное) представление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 1 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, указанного в настоящей статье, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в п.1 настоящей статьи, в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимают решение о предоставлении этого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность за плату или бесплатно заявителю и направляют ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ст. 15.1 упомянутого Закона).
Как видно из материалов дела, "дата" Б.С.В. будучи многодетной матерью, обратилась с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка по адресу: р. "адрес" для строительства жилого дома, на срок 10 лет.
"дата" вынесено постановление "адрес" N-П "О присвоении адресного номера земельному участку для строительства двухквартирного жилого дома по "адрес" в р. "адрес"".
"дата" выдана доверенность от имени Муниципального образования Курагинского района на имя Б.С.В. для оформления документов на земельный участок по адресу: "адрес", р. "адрес".
"дата" выдана доверенность от имени Муниципального образования Курагинского района на имя Б.С.В. для оформления документов на земельный участок по адресу: "адрес", р. "адрес".
В "дата" по заявлению Б.С.В. проведены работы по межеванию спорного земельного участка, а именно выполнен комплекс работ по установлению границ земельного участка.
Согласно кадастрового паспорта от "дата" на кадастровом учете стоит земельный участок, площадью 2284 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства двухквартирного жилого дома, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", р. "адрес".
"адрес" в газете " "данные изъяты"" от "дата" N было опубликовано извещение о предоставлении земельного участка площадью 2284 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", р. "адрес", в аренду для строительства двухквартирного дома. В этом же извещении указывалось, что лиц, заинтересованных в получении данного земельного участка и сведений о нем, просят обращаться в Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района.
"дата" в газете " "данные изъяты"" администрация Курагинского района опубликовано объявление о том, что извещение, опубликованное в газете от "дата" считать недействительным.
"дата" Б.С.В. было направлено повторное заявление в администрацию района с просьбой предоставить мотивированный ответ по заявлению от "дата". На данное обращение получила письменный ответ N от "дата" с разъяснением порядка предоставления земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Администрацией Курагинского района в газете " "данные изъяты"" от "дата" N N было опубликовано извещение о предоставлении земельного участка площадью 2284 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", р. "адрес", в аренду для строительства двухквартирного дома. В этом же извещении указывалось, что лиц, заинтересованных в получении данного земельного участка и сведений о нем, просят обращаться в течение месяца с даты опубликования объявления в Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района. В адрес Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района было подано заявления ФИО9, ФИО10 и ФИО11 о предоставлении в аренду этого земельного участка.
Согласно информации Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Курагинского отдела информация о зарегистрированный правах на объект недвижимого имущества - земельный участок, кадастровый номер N, по адресу: "адрес", р. "адрес" отсутствует.
Отказывая в удовлетворении требований Б.С.В., суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказана незаконность бездействия Администрации Курагинского района в лице Управления экономики и имущественных отношений в части непредоставления ей в аренду спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, кроме того истица на 2008г. обладала правом на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов как многодетная мать, однако "дата" к Главе администрации Курагинского района обращалась не как многодетная мать, и к данному заявлению не приобщался необходимый пакет документов, подтверждающий статус многодетной семьи истицы. Право на внеочередное и первоочередное предоставление земельных участков в аренду имеют не только многодетные матери, но и иные категории лиц, включенные во внеочередной список и в первоочередной список. Указанные граждане имеют право на приобретение земельных участков как в собственность, так и в аренду. Соответственно, удовлетворение требований истицы о возложении обязанности предоставить в аренду на срок 49 лет земельный привело бы к нарушению баланса прав и законных интересов граждан, уже находящихся на учете в очереди на получение в собственность и в аренду земельных участков во внеочередном и первоочередном порядках.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.
Данное дело было рассмотрено по правилам главы 25 ГПК РФ, из этого следует, что обязанность доказывания законность и обоснованность своих действий, в данном случае бездействия по рассмотрению заявления Б.С.В., факт подачи которого в администрацию Курагинского района установлен судом, возложена именно на орган чьи действия (бездействия) обжалуются, а не на лицо подавшее заявление.
Из материалов дела следует, что Б.С.В. на момент обращения в администрацию Курагинского района с заявлением о предоставлении указанного земельного участка являлась многодетной матерью, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Таким образом, Б.С.В. изъявила свою волю на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с условиями, имевшими место на дату подачи заявления. Вследствие этого она вправе была рассчитывать на предоставлений ей льгот, установленных Законом Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" от "дата" N.
Длительное не рассмотрение ответчиком ее заявления (более трех лет) не может расцениваться в качестве основания для ущемления ее прав. Администрация в сложившейся ситуации допустило нарушение принципов правовой определенности, стабильности публичных правоотношений, недопустимости ухудшения положения подчиненной (слабой) стороны в публичном правоотношении. При этом Конституционный Суд РФ неоднократно высказывал позицию о необходимости защиты названных конституционных ценностей (постановления от "дата" N-П, от "дата" N-П, от "дата" N-П, определение от "дата" N-О).
В связи с этим ответ Администрации Курагинского района от "дата" N которым отказано в признании за заявительницей права на получение испрашиваемого земельного участка как многодетной матери, является необоснованным, противоречащим требованиям закона.
С учетом изложенного, Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене. При этом считает возможным, в связи с установлением в ходе рассмотрения дела всех юридически значимых обстоятельств, принять по делу новое решение об удовлетворении предъявленных Б.С.В. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курагинского районного суда Красноярского края от 19 июля 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным отказ администрации Курагинского района в предоставлении Б.С.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Возложить на администрацию Курагинского района обязанность предоставить Б.С.В. земельный участок расположенный по адресу: "адрес", р. "адрес" в аренду на срок 49 лет для индивидуального жилищного строительства, согласно ее заявлению от "дата".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.