Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Антипиной Т.Ф., судей Шадриной Л.Е., Горохова Ю.М., при секретаре Васильева И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лавриненко О.А. на решение Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2012 года, которым по делу по иску Лавриненко О.А. к Государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" о перерасчете заработной платы, компенсации морального вреда, об обязании ответчика впредь начислять заработную плату не менее часовой тарифной ставки и в порядке, которая будет установлена судом,
п о с т а н о в л е н о:
Иск Лавриненко О.А. к Государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" о перерасчете заработной платы, компенсации морального вреда, об обязании ответчика впредь начислять заработную плату не менее часовой тарифной ставки и в порядке, которая будет установлена судом, возмещении расходов по оплате услуг представителя удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" в пользу Лавриненко О.А.:
- ******** ( ********) руб. ******** коп., в счет недоначисленной заработной платы за период с 01 по 31 января 2012 года;
- ******** ( ********) рублей в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя;
- в остальной части заявленных исковых требований отказать.
Обязать ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство РС (Я)" впредь начислять заработную плату Лавриненко О.А. не менее часовой тарифной ставки и в порядке, которая установлена судом настоящим решением в период действия Коллективного договора ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство РС (Я)", Отраслевого тарифного соглашения в отрасли ЖКХ по Республике Саха (Якутия), трудового договора с Лавриненко О.А. в той редакции, по которой вынесено настоящее решение.
Взыскать с ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" в доход государства государственную пошлину в размере 610 (Шестьсот десять) рублей 20 коп.
Заслушав доклад судьи Горохова Ю.М.судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Лавриненко О.А. обратился с исковым заявлением к ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республика Саха (Якутия)" (далее по тексту - ГУП ЖКХ РС(Я)), о перерасчете заработной платы за период с 01 по 31 января 2012 г., компенсации морального вреда в размере ******** рублей, об обязании ответчика впредь начислять заработную плату не менее часовой тарифной ставки и в порядке которая будет установлена судом, мотивируя тем, что состоит с 14 ноября 2008 года в трудовых отношениях с ГУП ЖКХ РС(Я) в качестве .......... филиала Верхнеколымского района ГУП ЖКХ РС(Я) в пос. Зырянка.
Ответчик при исчислении заработка должен применять положения по оплате труда Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2011-2014 гг. (далее - ОТС в ЖКХ РФ), доказательств о предоставлении мотивированного отказа от присоединения к указанному соглашению ответчиком не представлено, поэтому он считается присоединившимся к ОТС в ЖКХ РФ.
Ответчик при расчете заработка незаконно не применяет многоотраслевой коэффициент особенностей работ в размере 1,4.
Ответчик при начислении ежемесячной премии не соблюдает ОТС РС (Я), где размер премии установлен до 40 %, а применяет 25 % по коллективному договору, что является нарушением трудового законодательства, т.к. ОТС РС (Я) обладает большей юридической силой, а условия коллективного договора не могут ухудшать положение работника по сравнению с ОТС РС (Я).
Расчет доплаты истцу за транспортировщиков должен рассчитываться по 4 тарифному разряду, а не по 2 тарифному в нарушение п. 3.9.1.Положения об оплате труда Коллективного договора на 2009-2011 гг., ст. 150 ТК РФ.
Судебные решения по порядку определения ЧТС истца ответчик не выполняет четвертый год и не учитывает их при расчете заработка при начислении отпусков, больничных, государственный бюджет недополучает налоги с части его зарплаты, что влияет на его пенсионное обеспечение в будущем.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований, с которым истец не согласен.
В апелляционной жалобе Лавриненко О.А. просит его отменить и принять новое решение по тем основаниям, что суд необоснованно отклонил его требование в части применения условий Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, которое было заключено в июне 2007 года. Ответчик не оплачивает, и суд также не применил многоотраслевой коэффициент особенностей работ в размере 1,4.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Истец Лавриненко О.А. работает в филиале Верхнеколымского района ГУП ЖКХ РС (Я) в качестве ..........
Судом установлено, что в соответствии с копиями лицевых карточек работника за спорный период, табелей учета рабочего времени при расчете заработной платы ответчик исходил из Положения об оплате труда работников ГУП ЖКХ РС (Я), являющегося приложением к Коллективному договору ГУП ЖКХ РС (Я) на 2009 - 2011 годы. Между работодателями и работниками жилищно-коммунальной отрасли в лице их полномочных представителей (Министерство ЖКХиЭ РС(Я), Ассоциация предприятий ЖКХ РС(Я), республиканский комитет промышленности и коммунально-бытовых предприятий общероссийского профсоюза жизнеобеспечения) было заключено Отраслевое тарифное соглашение на 2011-2013 г.г., вступившее в силу с 01 января 2011 года и действие которого распространяется на всех работников ГУП ЖКХ РС(Я). Данное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что в рамках реализации приведенной выше нормы, и в целях поэтапного достижения условий оплаты труда, предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением на 2011-2013 г.г., в Коллективный договор на 2009-2011г.г. внесены изменения. Так в Положение об оплате труда, являющегося приложением N 1, установлена новая тарифная сетка с 01 января 2011 г. с базовой месячной минимальной тарифной ставкой рабочего первого разряда в размере 2760 рублей. В Положение о премировании работников ГУП "ЖКХ РС (Я)", являющегося приложением N 7, установлена общая величина основной премии в размере 25 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
Кроме того, в п. 2.13.2.2. Отраслевого тарифного соглашения РС (Я) указано, что премия за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности устанавливается в размере не более 40 процентов от тарифной составляющей расходов (средств), направляемой на оплату труда, с учетом сумм доплат и надбавок связанным с режимом работы и условиями труда. Кроме этого, согласно внесенным изменениям, на основании ОТС на 2011-2013 г.г., исключена дифференциация размера тарифной ставки (оклада) исходя из особенностей работы многоотраслевых предприятий ЖКХ, установленная в п. 3.5. Положения об оплате труда (Протокол согласительной комиссии от 25 января 2011 года между полномочными представителями работодателя и работников жилищно-коммунальной отрасли).
При этом суд установил, что изменения в коллективный договор приняты в соответствии с требованиями приложения N 15 коллективного договора, регламентирующего порядок внесения изменений и дополнений в коллективный договор. Согласно протоколу согласительной комиссии от 25 января 2011 года между полномочными представителями работодателя и работников жилищно-коммунальной отрасли участники переговоров, обсудив вопросы повестки совещания и обменявшись мнениями, приняли согласованное решение по поставленным на разрешение вопросам.
Довод апелляционной жалобы о неверном толковании положений статьи 48 Трудового кодекса РФ и не применении положений Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ к спорным отношениям подлежит отклонению по следующим основаниям.
Действующее трудовое законодательство (статьи 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации) не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 1 октября 2009 г. N 1160-О-О, о том, что, основываясь на положениях Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда", установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Таким образом, доводы Лавриненко О.А., изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда, относительно обстоятельств по данному делу, которые были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
При этом судебная коллегия считает необходимым, указать следующее.
Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено "Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" (ОТС).
Согласно приложению N 2 к ОТС, на период 2008 - 2010 годы установлен коэффициент особенностей работ для организаций коммунального теплоснабжения по обслуживанию тепловых сетей и котельных в размере 1,4.
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (N 71/08-10 от 5 сентября 2007 г.) и опубликовано в издании "Законодательные и нормативные документы в ЖКХ", N 9, 2007, и размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития России.
19.12.2007 г. в "Российской газете", N 284 было опубликовано письмо Минздравсоцразвития РФ от 13.12.2007 N 389-ТГ "О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", в котором работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, предложено присоединиться к нему и разъяснено, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минздравсоцразвития России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном статьей 48 (ч. 8) Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей. Росстроем, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено "Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" (ОТС).
Процедура присоединения к ОТС и отказа от присоединения к нему регулируется ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
Указанной нормой закона предусмотрено следующее, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения.
Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях (ч. 7 и 8 ст. 48 ТК РФ).
Данные положения частей седьмой и восьмой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, направлены на унификацию условий труда работников отрасли и установление единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях.
Таким образом, в силу указанных норм закона, если предложение было опубликовано, и сроки для предпринятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.
Вместе с тем в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса РФ срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие Соглашения на срок не более трех лет.
В данном случае из представленных в суд доказательств следует, что процедура присоединения к Соглашению о продлении "Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008 - 2010 годы" не начиналась и необходимости мотивированного отказа по вносимым дополнениям не имеется.
Соответственно, предложение Министерства здравоохранения и социального развития РФ о присоединении к указанному Соглашению опубликовано не было, то есть фактически в адрес работодателей, в том числе ответчика по данному делу - ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство РС (Я)", предложения о присоединении не поступало.
С учетом изложенного, условия соглашения о продлении срока действия "Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" на период с 01.01.2011 г. по 31.12.2014 г. не могут распространяться на обязательства ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство РС (Я".
Указанный вывод также подтверждается ответом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) исх. N ... от 28.12.2011 г. на запрос суда первой инстанции (л.д. 117).
Учитывая изложенное, положения "Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" к спорным отношениям не применимы.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2012 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Ф. Антипина
Судьи: Л.Е. Шадрина
Ю.М. Горохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.