Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Бизякиной Н.П.
судей Бичуковой И.Б., Мельниковой О.Г.
с участием прокурора Медведевой Е.В.
при секретаре Кружилиной А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Н муниципального района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя администрации Н муниципального района на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 30 мая 2012 года,
Заслушав доклад судьи Бичуковой И.Б., выслушав объяснение представителя администрации Н района, прокурора, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при функционировании санкционированной свалки в п. М установлены нарушения администрацией Н муниципального района действующего природоохранного законодательства, законодательства об общих принципах организации самоуправления. Администрация Н муниципального района обязана организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории муниципального района, обеспечить указанные мероприятия в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Бездействие ответчика повлекло нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в связи с чем, просил признать незаконным бездействие администрации Н муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации содержания санкционированной свалки в районе п. М, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Н муниципального района, и возложить обязанность выполнить следующие мероприятия: выдержать санитарно-защитную зону; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объекта размещения отходов требованиям санитарного законодательства; произвести изоляцию свалки; на территории хозяйственной зоны устроить твердое покрытие; ограждения; установить контроль приема, поступающих отходов и производственный контроль за состоянием подземных и поверхностных вод по согласованию с контролирующими органами; обеспечить постоянное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и состоянием почв в зоне возможного влияния полигона; обеспечить перевод земельного участка, площадью 6,5 га, расположенный в п. М Н муниципального района и используемый под размещение твердых бытовых отходов из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения".
В судебном заседании старший помощник прокурора на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.
Представитель администрации Н муниципального района иск не признала, представила в судебное заседание письменный отзыв. Пояснила, что бездействие администрации отсутствует, поскольку ею предпринимались все необходимые меры в соответствии с ФЗ "О концессионных соглашениях". ДД.ММ.ГГГГ администрацией проведено вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения на строительство (создание) полигона для складирования, сортировки, изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов Н муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ проведено вскрытие конвертов с конкурсными предложениями. Протоколом N рассмотрения и оценки конкурсных предложений от ДД.ММ.ГГГГ победителем конкурса на право заключения указанного соглашения признано ООО " ТК "С". Согласно данному концессионному соглашению победитель принял на себя обязательства в отношении объекта соглашения за счет собственных средств или привлеченных средств: разработать рабочий проект строительства; получить положительное заключение государственной экспертизы рабочего проекта строительства в Департаменте Г ПК; осуществить проведение государственной экологической экспертизы; получить положительное заключение государственной экологической экспертизы; осуществить проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение. Администрацией был заключен договор аренды N земельного участка для строительства полигона для утилизации, складирования, сортировки, изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов Н муниципального района и строительства (создания) мусороперерабатывающего завода. При создании полигона для утилизации, складирования, сортировки и обезвреживания твердых бытовых отходов Н муниципального района и будут выполнены те мероприятия, требования по которым заявлены прокурором.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО " ТК "С", привлеченного по делу в качестве третьего лица, надлежащим образом извещенного о слушании дела.
Решением Надеждинского районного суда Приморского края от 30 мая 2012 года исковые требования удовлетворены частично. Бездействие администрации Н муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации содержания санкционированной свалки, расположенной в п. М Н муниципального района и организации сбора и вывоза и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Н муниципального района признано незаконным. На администрацию Н муниципального района в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду при размещении свалки возложена обязанность выполнить следующие мероприятия: выдержать санитарно-защитную зону; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объекта размещения отходов требованиям санитарного законодательства: произвести изоляцию свалки; на территории хозяйственной зоны устроить твердое покрытие; ограждения; установить контроль приема поступающих отходов и производственный контроль; обеспечить осуществление производственного контроля за состоянием подземных и поверхностных вод по согласованию с контролирующими органами; обеспечить постоянное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и состоянием почв в зоне возможного влияния полигона в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении требований о возложении на администрацию Н муниципального района обязанности перевода земельного участка, площадью 6,5 га, расположенного в п. М из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения" отказано.
С данным решением не согласилась администрация Н муниципального района, ее представителем подана апелляционная жалоба.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда не находит.
Из материалов дела усматривается, что в результате проведенной Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлены факты несоответствия осуществления функционирования и эксплуатации санкционированной свалки в п. М Н муниципального района ПК, нарушения действующего природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, допущенные администрацией Н муниципального района.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок, общей площадью 6,5 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в 750 м к северо-западу от п. М Н района ПК, и отведенный постановлением администрации Н муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ под строительство полигона утилизации твердых бытовых отходов, эксплуатируется в качестве санкционированной свалки для размещения отходов на территории Н муниципального района. Размещение на данной свалке отходов регулируется Временными правилами размещения отходов и мест временного размещения отходов на территории Н муниципального района, утвержденными постановлением Н муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ.
Территория хозяйственной зоны указанной свалки, как следует из заключения специалиста Роспотребнадзора по ПК в нарушение требований п.п. 2.3, 3.7, 4.2, 4.4, 4.6, 5.3 СанПин 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" не имеет асфальтового покрытия, сетчатых ограждений для задержки легких фракций отходов. По всей площади участка складирования отходов отсутствует котлован для получения грунта, необходимый для изоляции отходов, не осуществляется промежуточная и окончательная изоляция отходов, территория свалки огорожена только со стороны подъездной дороги, ООО " С" не осуществляет ведение контроля за составом поступающих отходов. Отсутствует специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающего контроль за состоянием почв, подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Не организован и не проводится лабораторный контроль.
Согласно договору аренды полигона N от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия которого истек) свалка в нарушение ст. 9 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатировалась ООО " С" в отсутствие лицензии на размещение, захоронение (утилизацию) отходов.
Заключение государственной экологической экспертизы о соответствии объекта размещения отходов требованиям санитарного законодательства утратило юридическую силу.
Оценив изложенные обстоятельства и проанализировав положения ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которым обеспечение соблюдения требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения возложено на органы местного самоуправления, суд пришел к обоснованному выводу о том, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
На основании указанного вывода суд признал бездействие администрации Надеждинского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации содержания санкционированной свалки и организации сбора, вывоза и переработке бытовых и промышленных отходов незаконным.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Несмотря на то, что отнесение судом первой инстанции к вопросам местного значения муниципального района такого вопроса как - организация сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов со ссылкой на ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ошибочно, поскольку данный вопрос относится в соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 14 настоящего Закона к вопросам местного значения поселений, данное обстоятельство не может служить основанием для отмены решения суда.
Наряду с учтенным судом вопросом по организации утилизации и переработке твердых бытовых отходов, указанное обстоятельство не усугубило и не изменило положение ответчика. Вопросы вывоза, приема, размещения отходов и содержание мест утилизации отходов на территории района определены постановлением администрации Н муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, заключая договор на аренду полигона с ООО " С", администрация Н района передала в пользование полигон организации, не имеющей лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности. При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о бездействии администрации Н муниципального района по организации, в том числе, по сбору и вывозу отходов.
Доводы апелляционной жалобы, содержащие анализ положений главы 25 ГПК РФ (производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) являются несостоятельными, так как исковое заявление было подано прокурором и рассмотрено судом в порядке искового производства, а не по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Также несостоятельным признается судебной коллегией довод апелляционной жалобы о невозможности исполнения возложенных на администрацию судом обязанностей в связи с тем, что полигон находится на стадии создания и никем не эксплуатируется. Требования суда относятся к эксплуатации существующего места размещения отходов.
Другие доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и не опровергают выводов, к которым пришел суд первой инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 30.05.12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.