Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Ильиных Е.А., Ровенко П.А.
при секретаре Лукьянович В.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ян Ц. о признании незаконным решения Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю в Уссурийском городском округе о сокращении срока пребывания в Российской Федерации по апелляционной жалобе представителя Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю в Уссурийском городском округе на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 19 июля 2012 года, которым заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено решение Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю в Уссурийском городском округе от 13 февраля 2012 года о сокращении срока пребывания, возложена обязанность исключить сведения из базы данных о привлечении Ян Ц. к административной ответственности по части 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по постановлению врио начальника ОУФМС России по Приморскому краю в УГО подполковника внутренней службы Котик Т.А. от 9 февраля 2012 года и сокращении срока его пребывания после вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Ильиных Е.А., выслушав объяснения представителя Ян Цзигуана - Лозовицкого А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ян Цзигуан обратился в суд с названным заявлением, указав, что 13 февраля 2012 года в отношении него врио начальника ОУФМС России по Приморскому краю в УГО подполковником внутренней службы Котик Т.А. вынесено решение от 9 февраля 2012 года о сокращении срока пребывания в РФ на основании постановления и протокола ОУФМС России по Приморскому краю в УГО о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 18.8 КоАП РФ. Поскольку, при составлении указанного протокола сотрудниками ОУФМС России по Приморскому краю в УГО были грубо нарушены его права, в том числе, неправильно рассмотрено дело об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также не соблюдены гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, он обжаловал постановление о привлечении к административной ответственности и решением Уссурийского районного суда постановление отменено, материалы направлены в отдел УФМС России по Приморскому краю в УГО на новое рассмотрение. Просил признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю от 13 февраля 2012 года о сокращении срока пребывания в Российской Федерации, обязать Управление Федеральной миграционной службы по Приморскому краю в Уссурийском городском округе с момента вступления решения в законную силу, исключить сведения из базы данных о привлечении Ян Ц. к административной ответственности и сокращении срока его пребывания.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении требований по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю в Уссурийском городском округе.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился представитель Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю в Уссурийском городском округе, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда в части, которой требования заявителя удовлетворены, подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права (пункты 3,4 части 1 статьи 330 ГПК РФ).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд указал на наличие нарушений прав и интересов Ян Ц. со стороны Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю в Уссурийском городском округе, поскольку основанием для вынесения решения о сокращении срока пребывания заявителя в Российской Федерации явилось постановление о привлечении Ян Ц. к административной ответственности от 9 февраля 2012 года, которое было отменено решением Уссурийского районного суда Приморского края от 16 марта 2012 года.
Однако, данный вывод суда является неверным, поскольку основан на неправильном толковании норм законодательства.
Согласно материалам дела, Ян Ц., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибыл на территорию Приморского края через КПП " П..." по однократной визе, выданной ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с целью поездки "коммерческая".
Решением врио начальника ОУФМС России по Приморскому краю в Уссурийском городском округе подполковника внутренней службы Котик Т.А. от 13 февраля 2012 года гражданину КНР Ян Ц. сокращен срок пребывания до 16 февраля 2012 года.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской федерации".
В силу части 3 статьи 5 названного закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен, либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
Несмотря на то, что законодатель прямо не указывает на соответствующие условия или обстоятельства, статья 5.1 закона определяет цели сокращения срока временного пребывания, которыми являются: обеспечение национальной безопасности; поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов; содействие в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, решение иных задач внутренней и внешней политики государства.
Из представленных материалов следует, что основанием для принятия решения о сокращении срока пребывания Ян Ц. в Российской Федерации, послужили оперативно-профилактические мероприятия, в ходе проведения которых установлено, что, фактически, заявитель находится на территории Российской Федерации с целью трудоустройства, а не с коммерческой целью.
В данном случае, обоснованным является довод апелляционной жалобы, что в соответствии с разделом 3 приложения к Приказу МИД РФ N 19723А, МВД РФ N 1048, ФСБ РФ N 922 от 27 декабря 2003 года "Об утверждении Перечня "Цели поездок", используемого уполномоченными государственными органами Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства" цель поездки "коммерческая" предполагает въезд иностранных граждан, прибывающих в коммерческие структуры для решения конкретных коммерческих вопросов (проведение коммерческих переговоров, заключения контрактов или их продления, оказания коммерческих услуг), а также для участия в аукционах, выставках и других мероприятиях, имеющих коммерческий характер.
Поскольку Ян Ц. решением коммерческих вопросов на территории Российской Федерации не занимался, переговоры не вел, контракты не заключал, участие в аукционах и выставках не принимал, должностными лицами Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю в Уссурийском городском округе обоснованно сделан вывод о том, что заявителем не соблюдена заявленная цель визита, что повлекло нарушение положений Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской федерации".
При этом, возбуждение дела об административном правонарушении, составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о назначении административного наказания по части 2 статьи 18.8 КоАП РФ в отношении Ян Ц. не имеет правового значения для рассматриваемого вопроса о законности сокращения срока пребывания в Российской Федерации, поскольку является самостоятельным видом ответственности для граждан, нарушивших положения действующего законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности государства.
Кроме того, заслуживающим внимания является тот факт, что постановление по делу об административном правонарушении от 9 февраля 2012 года в отношении Ян Ц. отменено решением Уссурийского районного суда от 16 марта 2012 года в связи с наличием нарушений процессуального права, а не в связи с отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Изложенное свидетельствует о наличии у Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю в Уссурийском городском округе оснований для принятия решения о сокращении срока пребывания Ян Цзигуан в российской Федерации, в связи с чем выводы суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований являются ошибочными и решение подлежит отмене.
Поскольку судом установлены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судебная коллегия находит возможным принять новое решение и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 19 июля 2012 года - отменить и принять новое решение.
В удовлетворении требований Ян Ц. о признании незаконным решения Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю в Уссурийском городском округе о сокращении срока пребывания в Российской Федерации - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.