Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Зиганшина И.К., Ильиных Е.А.
при секретаре Бурдюк И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Дальнегорская центральная городская больница" о признании незаконными пунктов 10, 11 предписания Государственной инспекции труда в Приморском крае N 92/12 от 11.05.2012 года по апелляционной жалобе КГБУЗ "Дальнегорская центральная городская больница" на решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 6 июня 2012 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения представителя Государственной инспекции труда в Приморском крае Ляпиной Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
КГБУЗ "Дальнегорская центральная городская больница" обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в период с 11.04.2012 года по 07.05.2012 года Главным государственным инспектором отдела государственной инспекции труда в Приморском крае Нужновым В.Н. в учреждении проведена плановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. По результатам проверки составлен акт от 04.05.2012 года, а также выдано предписание N 92/12 от 11.05.2012 года об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. Предписание в части пунктов 10, 11 является незаконным и необоснованным, поскольку в ходе проведения проверки были допущены нарушения порядка ее проведения, выразившиеся в том, что о проведении проверки КГБУЗ "Дальнегорская ЦГБ" не было уведомлено в установленный законом срок, что является грубым нарушением требований ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". При таких нарушениях результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований. Заверенная копия распоряжения о проведении плановой выездной проверки юридического лица не была вручена под роспись главному врачу больницы, указанный в акте проверки запрос на представление документов в качестве прилагаемого документа не был представлен в КГБУЗ "Дальнегорская ЦГБ".
Требования предписания, содержащиеся в пункте 10, вынесены за пределами компетенции государственного инспектора труда, который не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может подменять собой судебные органы. По мнению КГБУЗ "Дальнегорская ЦГБ" между работодателем и работниками по вопросу начисления заработной платы имеет место трудовой спор, который подлежит рассмотрению в судебном порядке. В КГБУЗ "Дальнегорская ЦГБ" система оплаты труда, размер окладов, размер и порядок выплат стимулирующего и компенсационного характера установлены законодательством Приморского края. Выплаты компенсационного характера, в том числе выплаты за работу в местностях с особыми климатическим условиями установлены работникам учреждения постановлением администрации Приморского края от 30.05.2011 года N 138-па. В соответствии с действующим законодательством районный коэффициент и процентная (северная) надбавка входят в состав заработной платы, и в совокупности с ними месячная заработная плата не может быть менее минимального размера оплаты труда (МРОТ). В КГБУЗ "Дальнегорская ЦГБ" обеспечивался уровень заработной платы не ниже МРОТ без увеличения на районный коэффициент и северные надбавки. Обеспечить МРОТ, увеличенный на компенсационные выплаты, возможно только в случае пересмотра системы оплаты труда работников государственных учреждений Приморского края и увеличения финансирования из краевого бюджета.
Требования предписания, изложенные в пункте 11, о введении в штатное расписание учреждения службы охраны труда находятся за пределами компетенции государственной инспекции труда, нарушают право учреждения, установленное в статье 217 ТК РФ, самостоятельно определять способы соблюдения требований охраны труда. Заявитель просил признать пункты 10 и 11 предписания Государственной инспекции труда в Приморском крае N 91/12 от 11.05.2012 года незаконными.
В судебном заседании представитель заявителя Татаринова Р.И. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении.
Главный государственный инспектор труда отдела Государственной инспекции труда в Приморском крае Нужнов В.Н. с заявлением не согласился.
Решением Дальнегорского районного суда Приморского края от 6 июня 2012 года заявление КГБУЗ "Дальнегорская центральная городская больница" удовлетворено частично, пункт 11 предписания Государственного инспектора труда N 92/12 от 11.05.2012 года признан незаконным и не подлежащим исполнению. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе КГБУЗ "Дальнегорская центральная городская больница" просит изменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права, и удовлетворить заявленные требования о признании незаконным и не подлежащим исполнению пункт 10 предписания Государственного инспектора труда N 92/12 от 11.05.2012 года.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в КГБУЗ "Дальнегорская ЦГБ" государственным инспектором труда выдано предписание N 92/12 от 11.05.2012 года, согласно пункту 10 которого учреждение обязано произвести работникам перерасчет заработной платы за январь, февраль, март 2012 года, а именно начислить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, после чего к заработной плате начислить районный коэффициент и северную надбавку.
Проверяя законность пункта 10 оспариваемого предписания, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о его соответствии требованиям закона.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, доводы КГБУЗ "Дальнегорская ЦГБ" о том, что заработная плата работников учреждения не может быть меньше минимального размера оплаты труда, включая начисленные к ней районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, основаны на неверном толковании норм трудового законодательства.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Часть 3 статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (стати 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Установив, что заработная плата работникам КГБУЗ "Дальнегорская ЦГБ" работодателем установлена без районного коэффициента и северной надбавки в размере ниже минимального размера труда, установленного федеральным законом, государственный инспектор труда в соответствии со своей компетенцией, установленной статьей 357 ТК РФ, на законном основании выдал работодателю предписание об устранении нарушений трудового законодательства в данной части и восстановлении нарушенных прав работников.
При таких обстоятельствах решение суда вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, нормы материального и процессуального права применены верно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 6 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Дальнегорская центральная городская больница" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.