Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи К.В.Аноприенко,
членов коллегии судей Л.В.Кузьминовой, Е.А.Бузыновской,
с участием секретаря К.В.Токаревой,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Барышевой Ю. А. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска -на- Амуре от 12 июля 2012 года, принятое по гражданскому делу по иску Барышевой Ю. А. к Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница N" г. Комсомольска -на- Амуре о взыскании стимулирующих выплат, о взыскании заработной платы, об индексации денежных сумм, о взыскании компенсации за несвоевременную выплату денежных средств.
Заслушав доклад судьи Е.А.Бузыновской, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Барышева Ю.А. обратилась в суд с иском к МУЗ "Городская больница N" г. Комсомольска -на- Амуре о взыскании стимулирующих выплат, о взыскании заработной платы, об индексации денежных сумм, о взыскании компенсации за несвоевременную выплату денежных средств. В заявлении указала, что работала "данные изъяты" в поликлинике N МУЗ "Городская больница N" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N и постановлением администрации г. Комсомольска -на- Амуре от ДД.ММ.ГГГГ N был с ДД.ММ.ГГГГ увеличен на 10% фонд оплаты труда МУЗ "Городская больница N". Однако ей заработная плата не была увеличена на 10%, поэтому считает, что с ДД.ММ.ГГГГ ей недоплачивалась ежемесячно заработная плата в указанном размере. Также она имела право на получение стимулирующих выплат, начисляемых и выплачиваемых в порядке реализации программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края". При расчете этих стимулирующих выплат работодатель нарушил методику расчета, утвержденную постановлением Правительства РФ от 30.12.2010 года N 1240н, и поэтому суммы стимулирующих выплат были занижены. Также на стимулирующие выплаты не были начислены районный коэффициент и северные надбавки. Просила взыскать недоначисленную заработную плату (10%) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет "данные изъяты", и недоначисленные и недоплаченные стимулирующие выплаты, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет "данные изъяты".
В ходе рассмотрения дела истец увеличила и уточнила исковые требования, и в их окончательном варианте просила взыскать: недоначисленную заработную плату (10%) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет "данные изъяты"; недоначисленные и недоплаченные стимулирующие выплаты, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме "данные изъяты"; не начисленные и не выплаченные денежные суммы "данные изъяты" за отпуск в ДД.ММ.ГГГГ и компенсацию за не использованные дни отпуска при увольнении, которые образовались в результате не включения недоплаченных сумм стимулирующих выплат в расчет среднего заработка; индексацию не своевременно выплаченных денежных средств с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и денежную компенсацию за несвоевременную выплату денежных сумму, что в общей сумме составит "данные изъяты".
Ответчик в ходе рассмотрения дела исковые требования не признал. Сослался на то, что размер стимулирующих выплат определятся в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - "адрес". В соответствии с установленной методикой расчета определяется коэффициент работы врача-специалиста, и определяется ежемесячно сумма, подлежащая выплате как стимулирующая надбавка. При этом величина этой надбавки уже определена с учетом установленных размеров районного коэффициента и северных надбавок, и повторное начисление этих надбавок неправомерно. Средний заработок за период отпуска и за неиспользованные дни отпуска начислен с учетом сумм, выплаченных работнику в течение 12 месяцев до времени использования отпуска, и предусмотренных законом оснований для его перерасчета не имеется. Поскольку работодатель не имеет перед работником задолженности, то отсутствуют основания для индексации задолженности и выплаты денежной компенсации за нарушение сроков оплаты труда.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска -на- Амуре от 12.07.2012 года исковые требования Барышевой Ю.А. удовлетворены частично. С МУЗ "Городская больница N" в пользу истца взысканы: стимулирующие выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты"; индексация и денежная компенсация недоплаченной при увольнении компенсации (денежной суммы "данные изъяты") за неиспользованный отпуск по национальному проекту "модернизация", за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, что составило "данные изъяты". В удовлетворении остальной части исковых требований было отказано. Также с МУЗ "Городская больница N" в доход бюджета городского округа "Город Комсомольск -на- Амуре" взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе Барышева Ю.А. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым её требования полностью удовлетворить. В жалобе сослалась на то, что суд необоснованно принял во внимание расчет недоплаченных стимулирующих выплат за ДД.ММ.ГГГГ, произведенный ответчиком, а её расчет признал неверным. В решении суд сослался на то, что расчет ответчиком выполнен с помощью компьютерной программы, поэтому является верным. Но судом не учтено, что компьютерная программа часто допускает ошибки.
В письменных возражениях ответчик МУЗ "Городская больница N" просил ставить апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции стороны, уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились. Об отложении слушания дела не просили, о причине неявки суд не уведомили. Судебная коллегия, признав причину неявки неуважительной, провела судебное заседание без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, судебная коллегия не нашла оснований для отмены судебного решения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Барышева Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в поликлинике N МУЗ "Городская больница N" врачом-хирургом, оплата её труда производилась по 11 разряду ЕТС.
Материалами дела подтверждается, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Барышевой Ю.А. выплачивались стимулирующие выплаты, как "данные изъяты", участвующему в реализации краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011-2012 годы".
Удовлетворяя частично исковые требования Барышевой Ю.А. о взыскании с МУЗ "Городская больница N" недоплаченных стимулирующих выплат с января по декабрь 2011 года, суд исходил из того, что работодателем, при определении размера стимулирующих выплат за этот период не была соблюдена методика оценки деятельности специалистов с высшим медицинским образованием, что привело к неправильному определению показателей нормативов объема медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 года N 85 утверждены Правила финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Правилами установлено, что субсидии предоставляются из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее - субсидии). Субсидия является источником финансового обеспечения расходов бюджета территориального фонда, в том числе оплаты работ (врачей-специалистов, оказывающих медицинскую помощь) и услуг в соответствии с договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключаемыми территориальным фондом и страховыми медицинскими организациями (при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации таких организаций - в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключаемыми территориальным фондом и медицинскими организациями), в части внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ ода N "О мерах реализации краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011-2012 годы" утверждены: Порядок реализации мероприятий краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011 - 2012 годы" и расходования средств, выделенных на ее реализацию; Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011 - 2012 годы" по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи; Методика оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011 - 2012 годы" по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
В указанный Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, включена должность врача-хирурга. Указанным Порядком реализации мероприятий краевой программы определено, что средства, предоставленные из бюджета ФФОМС на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, направляются на оплату труда медицинских работников - не менее 70 процентов, и обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий - не более 30 процентов. Средства, направляемые на оплату труда в рамках реализации мероприятий по внедрению стандартов и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, являются выплатами стимулирующего характера. Распределение средств, направляемых на стимулирующие выплаты в рамках Программы, осуществляется в соответствии с Методикой оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011 - 2012 годы" по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
Методикой оценки деятельности специалистов установлено, что для оценки качества работы специалистов с высшим медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011 - 2012 годы" по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи используются следующие показатели, из которых учитывается не менее трех:
-Процент выполнения нормативов объемов медицинской помощи на одну должность врача-специалиста исходя из функции врачебной должности;
-Процент выявленных на ранней стадии заболеваний по профилю врача-специалиста от общего числа заболеваний, выявленных врачом-специалистом;
-Процент выявленных запущенных заболеваний по профилю врача-специалиста от общего числа заболеваний, выявленных врачом-специалистом;
-Процент случаев расхождения диагнозов при направлении больных в стационар и клинических диагнозов стационара от общего числа больных, направленных в стационар;
-Процент осложнений при проведении операций, лечебно-диагностических манипуляций, зафиксированных в медицинской документации (для врачей-специалистов хирургического профиля), от общего числа проведенных операций, лечебно-диагностических манипуляций;
-Процент случаев несвоевременной госпитализации, приводящей к ухудшению состояния больного или развитию осложнений, по информации, представленной медицинской организацией, оказывающей стационарную медицинскую помощь, от общего числа больных, направленных в стационар;
-Процент случаев направления на плановую госпитализацию больных без предварительного обследования либо обследованных не в полном объеме в соответствии с установленными требованиями к предварительному обследованию от общего числа больных, направленных в стационар;
-Процент обоснованных жалоб пациентов по результатам рассмотрения врачебной комиссии медицинской организации;
-Процент случаев некачественного оформления медицинской документации от общего количества случаев оформленной медицинской документации на основании актов проведения внутриведомственной или вневедомственной экспертизы; -Случаи нарушения установленных санитарных правил и норм;
-Осложнения при проведении лечебно-диагностических манипуляций, зафиксированные в медицинской документации;
-Обоснованные жалобы пациентов по результатам рассмотрения врачебной комиссии медицинской организации.
Распоряжением Министерства здравоохранения Хабаровского края от 01.06.2011 года N 568-р "О реализации постановления Правительства Хабаровского края от 29.04.2011 года N 124-пр" утверждены минимальные значения показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011 - 2012 годы".
Суд первой инстанции, проверяя правильность оценки работодателем деятельности "данные изъяты" Барышевой Ю.А, участвующего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011 - 2012 годы", пришел к правильному вводу, что значения показателей оценки деятельности были необоснованно занижены. Этот вывод суда подтверждается материалами дела, пояснения свидетелей и сторон.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца недоначисленные и не доплаченные суммы стимулирующих выплат, выплачиваемых врачам-хирургам, участвующим в реализации краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011 - 2012 годы". Проверив расчет сумм стимулирующих выплат, взысканных судом в пользу Барышевой Ю.А., судебная коллегия находит его верным, так как он соответствует фактически отработанному врачом времени, установленному плану приема и фактическому количеству принятых больных, Методики оценки деятельности специалистов, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 29.04.2011 ода N 124-пр, значениям показателей оценки деятельности специалистов, утвержденной распоряжением Министерства здравоохранения Хабаровского края от 01.06.2011 года N 568-р, и Положению о денежных выплатах специалистам, участвующим в реализации краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011 - 2012 годы", утвержденному МУЗ "Городская больница N7". Оснований для изменения этих сумм судебная коллегия не усматривает.
Доводы истца, что на суммы недоплаченных стимулирующих выплат подлежат начислению районный коэффициент 1,2 и северная надбавка 50%, так как она выполняет работу в учреждении, находящемся в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание. Как следует из Положения о денежных выплатах специалистам, участвующим в реализации программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011 - 2012 годы", утвержденного МУЗ "Городская больница N", размер стимулирующих выплат определен с учетом размера установленного районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (северной надбавки). Поэтому оснований для повторного начисления на суммы стимулирующих выплат районного коэффициента и северной надбавки не имеется, так как в соответствии со статьями 316,317 Трудового кодекса РФ, эти компенсационные выплаты подлежат начислению на оплату труда в одинарном размере.
В соответствии с положениями статьи 236 Трудового кодекса РФ работодатель, нарушивший установленный срок выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Удовлетворяя частично исковые требования Барышевой Ю.А. о взыскании с МУЗ "Городская больница N" о взыскании компенсации за несвоевременную выплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и стимулирующих выплат за период ДД.ММ.ГГГГ, и их индексации, суд исходил из того, что работодатель неверно определил суммы стимулирующих выплат за указанный период, в связи с чем недоплатил Барышевой Ю.А. "данные изъяты", и несвоевременно выплатил при увольнение компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме "данные изъяты". Эти выводы суда подтверждаются материалами дела и пояснения ответчика, который не оспаривал, что выплата компенсации неиспользованного отпуска была произведена работнику не в день увольнения - ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ.
Проверив расчет денежной компенсации за задержку выплат причитающихся работнику денежных сумм, судебная коллегия находит его правильным. При выполнении расчета суд учел период, в течение которого работодатель не выплачивал денежные суммы, на получение которых работник имел право, и установленную в этот период Центральным банком ставку рефинансирования.
Отказывая Барышевой Ю.А. в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и среднего заработка за период очередного отпуска предоставленного в 2011 году, которая образовалась в связи с не повышением работодателем, после увеличения на 10 % фонда оплаты труда, заработной платы на 10%, суд сослался на необоснованность требований истца. В решении суд указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заработная плата работникам МУЗ "Городская больница N" не повышалась, поэтому оснований для увеличения заработной платы и для перерасчета среднего заработка за период отпуска, предоставленного в ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты" Барышевой Ю.А. не имеется.
Как установлено статьями 135, 144 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда работникам муниципальных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Базовые оклады, базовые ставки заработной платы обеспечиваются за счет средств местных бюджетов.
Статей 114 Трудового кодекса РФ установлено, что работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Пунктом 16 постановления Правительства РФ от 24.12.2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" установлено, что при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке: если повышение произошло в расчетный период, - выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода; если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, - повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период; если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, - часть среднего заработка повышается с даты повышения.
Из материалов дела следует, что Барышева Ю.А. работала в муниципальном учреждении здравоохранения "адрес" -на- Амуре - "Городская больница N", финансирование которого, в том числе на оплату труда работников, осуществлялось за счет средств бюджета муниципального образования "адрес" " "адрес" -на- Амуре". В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ система оплаты труда (должностные оклады, иные выплаты) в МУЗ "Городская больница N" и для работников муниципальных учреждений г. Комсомольска -на- Амуре не изменялась, должностные оклады не повышались.
При таких обстоятельствах оснований для увеличения Барышевой Ю.А. заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 10% не имеется. Сам факт увеличения фонда оплаты труда не является безусловным основанием для увеличения работникам заработной платы. Поскольку в расчетный период, предшествовавший уходу Барышевой Ю.А. в очередной отпуск в ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата (должностные оклады) не была повышена, то отсутствуют основания для перерасчета среднего заработка, сохраняемого за работником на период очередного отпуска.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции полно и правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права. Постановленное по делу судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены, установленные статьей 330 Гражданского процессуального кодека РФ, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, а фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Комсомольска -на- Амуре от 12 июля 2012 года, принятого по гражданскому делу по иску Барышевой Ю. А. к Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница N" г. Комсомольска -на- Амуре о взыскании стимулирующих выплат, о взыскании заработной платы, об индексации денежных сумм, о взыскании компенсации за несвоевременную выплату денежных средств, - оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Барышевой Ю. А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий: К.В.Аноприенко
Члены коллегии: Л.В.Кузьминовой
Е.А.Бузыновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.