Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Унтевской Е.Л.,
судей Герасимовой О.В., Кустовой С.В.
при секретаре Козиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 октября 2012 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Балакиной Т. А. к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о неправомерности отказа в предоставлении жилищного сертификата по апелляционной жалобе Балакиной Т. А. на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 02 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи Е.Л. Унтевской, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Балакина Т.А. обратилась в суд с иском к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о неправомерности отказа в предоставлении жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований указала, что она и проживающие с ней ФИО1 ФИО2 и ФИО3. с ДД.ММ.ГГГГ являются участниками программы по переселению из районов Крайнего Севера. ДД.ММ.ГГГГ ей была установлена "данные изъяты" и она приобрела право на получение сертификата, в чем ей отказали, так как сертификаты были распределены и получены. Кроме того, ей разъяснили, что на получение сертификата не влияет то, что у ее сына - ФИО1. имеется доля в праве собственности на квартиру по "адрес", где он проживал с бывшей супругой, так как в муниципальную собственность будет передаваться ее квартира, находящаяся по "адрес", и наличие другой жилой площади значения не имеет. В ДД.ММ.ГГГГ ей не выдали сертификат, так как у сына была 1/2 доля собственности на квартиру по "адрес". В ДД.ММ.ГГГГ сын подарил указанную долю своему сыну, но в конце года, при выделении дополнительных фондов, ей снова не выдали сертификат. ДД.ММ.ГГГГ ей установили "данные изъяты", и она снова не получила сертификат, хотя в ДД.ММ.ГГГГ ей сообщили, что фонды распределяются по июнь. Она не может воспользоваться своим правом на получение сертификата, хотя в очереди она значится шестой. Просит суд рассмотреть вопрос о неправомерности отказа в выдаче сертификата
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 02 мая 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Балакина Т.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность по доводам, изложенным в иске и в суде первой инстанции.
В возражениях относительно апелляционной жалобы администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края просит оставить решение суда без изменения.
В силу положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу положений ст. 2 если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной данной статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
В целях реализации названного Федерального закона Правительством Российской Федерации Постановлением от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище"?" (далее - Правила).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, истица Балакина Т.А. состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, с 16 сентября 1996 года.
Постановлением Главы Николаевского муниципального района истица признана участником подпрограммы, состав семьи 3 человека: сын - ФИО1, сын - ФИО3.
В ДД.ММ.ГГГГ Балакиной Т.А. была установлена "данные изъяты", в связи с чем она была переведена в категорию "данные изъяты" и в ДД.ММ.ГГГГ включена в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ по указанной категории, после чего Балакиной Т.А. был представлен пакет документов для получения сертификата.
ДД.ММ.ГГГГ учетное дело Балакиной Т.А. было направлено в Министерство строительства Хабаровского края для распределения ей государственного жилищного сертификата, который не был ей предоставлен в связи с отсутствием в учетном деле обязательства о сдаче 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное в "адрес", принадлежащей сыну - ФИО3.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2012г.) условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.
Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи.
Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.
Согласно п. 16 Правил (в редакции до 01.01.2012г.) норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 33 кв.м. - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.. - на семью из 2 человек; по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В силу положений п. 16.1 Правил норматив, указанный в пункте 16, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения (п. б); гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (п. в).
В соответствии с п. 44 Правил в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 Правил (за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания), для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет в числе иных документов обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.
Руководствуясь приведенными нормами права, учитывая, что в представленном Балакиной Т.А. пакете документов отсутствовало обязательство о сдаче жилья, принадлежащего ее сыну, состоящему на учете как член семьи истицы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в ДД.ММ.ГГГГ жилищный сертификат не был выдан Балакиной Т.А. Министерством строительства Хабаровского края правомерно.
Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ Балакина Т.А. предоставила в уполномоченный орган пакет документов для распределения жилищного сертификата ДД.ММ.ГГГГ
С учетом того, что в ДД.ММ.ГГГГ истице была установлена "данные изъяты", не дающая ей право на получение жилищного сертификата в первоочередном порядке, суд обоснованно, с учетом имеющейся очередности, признал непредставление Министерством строительства Хабаровского края Балакиной Т.А. в ДД.ММ.ГГГГ жилищного сертификата правомерным.
Оснований для признания указанных выше выводов суда неправильными у судебной коллегии не имеется.
При этом судебная коллегия учитывает, что в настоящее время истица состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории "Пенсионеры", ее очередь на 01.01.2012г. - 425.
Судебная коллегия считает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследованы все доказательства, которым дана надлежащая оценка.
Решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене либо изменению по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 02 мая 2012 года по иску Балакиной Т. А. к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о неправомерности отказа в предоставлении жилищного сертификата оставить без изменения, апелляционную жалобу Балакиной Т. А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Л. Унтевская
Судьи: О.В. Герасимова
С.В. Кустова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.