Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кочуковой Г.Н.
судей Бузыновской Е.А.
Бабич А.А.
с участием прокурора Максименко Е.В.
при секретаре Токаревой К.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Хабаровска о возложении обязанности оборудовать светофоры на перекрестке дорог ул. Запарина - ул.Серышева в г.Хабаровске звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофоров, по апелляционной жалобе представителя администрации г.Хабаровска - Фасахова Д.А. на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 10 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Кочуковой Г.Н., пояснения представителя администрации г. Хабаровска - Гранат Н.Б., пояснения прокурора Максименко Е.В., полагавшей решение оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г. Хабаровска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Хабаровск о возложении обязанности оборудовать светофоры на перекрестке дорог ул. Запарина - ул. Серышева в г. Хабаровске звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофоров.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой была проведена проверка исполнения действующего законодательства о защите социально уязвимой категории населения г. Хабаровска, в ходе которой в деятельности органа местного самоуправления выявлены нарушения, а именно, установлено, что на перекрестке дорог ул. Запарина - ул. Серышева в г. Хабаровске, являющейся согласно постановлению администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N автомобильной дорогой общего пользования местного значения, располагается четыре светофора, регулирующих движение транспорта и пешеходов на данном участке. Указанный пешеходный переход представляет пересечение дороги двустороннего движения (ул. Запарина) с дорогой двустороннего движения (ул. Серышева) и располагается в густонаселенном жилищном массиве с большим количеством торговых точек, интенсивность движения автомобильного транспорта и пешеходов высока в любое время суток. В ходе выездного обследования ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 20 мин. установлено, что светофоры, являющиеся элементами обустройства перекрестка дорог ул. Запарина - ул. Серышева г. Хабаровска, звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы, не оборудованы. Данный факт свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления в лице администрации городского округа "Город Хабаровск" обязанностей по обеспечению социально незащищенной категории населения города, равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, что создает для них дискриминационные условия.
Просит суд возложить на администрацию г. Хабаровска обязанность оборудовать четыре светофора, регулирующие движение на перекрестке дорог ул. Запарина - ул. Серышева в г. Хабаровске звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофоров, в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Кировского района г. Хабаровска Хромова Е.В. уточнила заявленные исковые требования, просила обязать администрацию г. Хабаровска оборудовать четыре светофора, регулирующие движение на перекрестке дорог ул. Запарина - ул. Серышева в г. Хабаровске звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофоров, в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 10 июля 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Постановлено возложить обязанность на администрацию г. Хабаровска в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать четыре светофора, регулирующие движение на перекрестке дорог ул. Запарина - ул. Серышева в г. Хабаровске звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофоров.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Хабаровска Фасахов Д.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу ст. помощник прокурора Кировского района Хромова Е.В. просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-РФ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения.
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к дорожной деятельности отнесены: деятельность по проектированию, строительству и реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу пункта 5 статьи 3 указанного Закона светофорные объекты также относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе отнесено осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" раскрывается понятие безопасности дорожного движения, в соответствии с которым это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно статьи 6 указанного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу требований статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
При этом в части 2 приведенной нормы установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно статьи 13 указанного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" установлено, что правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовой формы создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Правила применения технических средств организации дорожного движения (дорожных светофоров) регламентированы ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" и ГОСТ Р 51648-2000 "Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей".
Согласно положениям ГОСТа Р 51648-2000 "Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей" (раздел 1 "Область применения") настоящий стандарт распространяется на технические средства реабилитации слепых и слепоглухих людей и устанавливает параметры звуковых и осязательных сигналов, дублирующих сигналы светофора, предназначенного для регулирования движения пешеходов через проезжие части дорог и установленного на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слепоглухие пешеходы.
Пункт 6.6. Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" предусматривает, что для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
Пункт 2.3. ГОСТа 34.401-90 "Средства технические периферийные автоматизированных систем дородного движения" устанавливает, что по требованию потребителей разрешается изготавливать дорожные контроллеры всех типов с расширенными функциональными возможностями, обеспечивающими дополнительно звуковое сопровождение включения зеленых сигналов светофоров, разрешающих движение по пешеходному переходу (для ориентации слепых пешеходов).
Международный стандарт ГОСТ 23457-86 "Технические средства организации дорожного движения" в пунктах 4.11. и 4.13. устанавливает, что транспортные светофоры типа 7 должны применяться для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов. Пешеходные светофоры типов 1 и 2 должны применяться для регулирования движения пешеходов через проезжие части дорог. На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые, в дополнение к светофорной сигнализации допускается применение звуковой сигнализации, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
Вышеуказанный стандарт определяет группы и 10 типов дорожных светофоров, устанавливает условия их применения. ГОСТ 25695-91 "Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры" выделяет классификацию светофоров, виды и расположение их сигналов. Устанавливает две группы светофоров по назначению: Т- транспортные и П- пешеходные. В каждой группе светофоры делятся на типы и исполнения в соответствии с приложением к стандарту.
Из пункта 7.4.3 ГОСТа Р 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами. Дает понятие "Светофорный объект", как группа светофоров, установленных на участке улично-дорожной сети, очередность движения по которому конфликтующих транспортных потоков или транспортных и пешеходных потоков регулируется светофорной сигнализацией.
В соответствии в пунктом 7.1.1. вышеуказанного госта группы, типы исполнения дорожных светофоров должны соответствовать ГОСТ Р 52282 приложение Д. В процессе эксплуатации техническое состояние светофоров должно отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ N, полученной от Хабаровской местной организации Всероссийского общества слепых в районе перекрестка дорог ул. Калинина_серышева, остановки "43 школа" в г. Хабаровске находится социально-значимый для г. Хабаровска и Хабаровского края объект - ГУЗ "Бюро медико-социальной экспертизы" (пер. Госпитальный,4). В данном районе проживают инвалиды по зрению, в том числе: по "адрес" ( ФИО1 "адрес" ( ФИО2.)
Согласно сообщению ООО "Центр упаковки и печати" от ДД.ММ.ГГГГ N слепые и слабовидящие пешеходы регулярно пользуются пешеходными переходами, регулируемыми светофором, в связи с чем необходимо установка звуковых сигналов, дублирующих звуковые сигналы светофоров на перекрестке дорог ул. Запарина - ул. Серышева.
Судом установлено, что пешеходный переход на перекрестке улиц Запарина-Серышева находится в густонаселенном жилищном массиве с большим количеством торговых точек, интенсивность движения автомобильного транспорта и пешеходов высока в любое время суток, Данный пешеходный переход расположен рядом с автобусной остановкой общественного транспорта, от которой в "шаговой" доступности в этом районе располагается большое количество объектов социальной инфраструктуры (в частности, большое количество медицинских учреждений - стоматологическая поликлиника N 20, обслуживающая приписанное к ней население района, ГУЗ "Бюро СМЭ", Окружной клинический военный госпиталь, а также иные социальные объекты, крупные магазины).
Проанализировав доводы прокурора, представленные им доказательства, суд первой инстанции принял обоснованное решение об удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на администрацию г. Хабаровска в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать четыре светофора, регулирующие движение на перекрестке дорог ул. Запарина - ул. Серышева в г. Хабаровске звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофоров.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку ответчик, не исполняя возложенную на него обязанность, создает препятствия к реализации инвалидами права на свободу передвижения, гарантированного ст. 27 Конституции РФ, а также провоцирует ситуации, в которых подвергается угрозе гарантированное им ст. 20 Конституции РФ право на жизнь.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют его доводы, высказанные в возражение против иска, они проверялись судом при разрешении спора, им дана надлежащая оценка с учетом всех представленных сторонами доказательств.
Решение суда мотивировано, постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы судебная коллегия признает несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 10 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Хабаровска - Фасахова Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Н. Кочукова
Судьи Е.А. Бузыновская
А.А. Бабич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.