Решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М., с участием представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Кабардино-Балкарской Республике Журтова М.Х., действующего по доверенности N от 31 мая 2012 года, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении гражданина Республики Вьетнам Фам М.К. по его кассационной жалобе на постановление судьи Чегемского районного суда КБР от 20 июля 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
20 июля 2012 года инспектором Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Кабардино-Балкарской республике в Чегемском районе Четбиевой Р.А. (далее ОУФМС РФ по КБР в Чегемском районе) был составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях по факту нарушения гражданином Республики Вьетнам Фам М.К., временно пребывающим в Российской Федерации, режима пребывания в Российской Федерации, предусмотренного частью 2 статьи 5 Федерального закона N115 -ФЗ от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выразившегося в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении разрешенного срока пребывания на территории Российской Федерации (срок действия визы истек 28 июля 2011 г.).
Определением начальника ОУФМС России по КБР по Чегемскому району от 20 июля 2012 года указанный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами был передан по подведомственности в Чегемский районный суд КБР.
Постановлением судьи Чегемского районного суда КБР от 20 июля 2012 года гражданин Республики Вьетнам Фам М.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В суде Фам М.К. вину полностью признал, в содеянном раскаялся.
В кассационной жалобе он просит изменить постановление судьи Чегемского районного суда КБР от 20 июля 2012 года путем отмены назначенного ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Кассационная жалоба мотивирована неправильным определением судьей при вынесении постановления существенных обстоятельств данного административного дела. Заявитель указывает, что он не мог своевременно покинуть территорию Российской Федерации из-за тяжелого финансового положения. Также указывает, что 20 июля 2012 года при рассмотрении административного дела у него уже имелся авиабилет на 20 час.00 мин. 26 июля 2012 года на рейс NVN-194 Москва - Ханой, приобретенный 05 июля 2012 года, он желал самостоятельно покинуть территорию Российской Федерации, однако судом данный факт учтен не был.
Фам М.К., будучи извещен о времени и месте кассационного рассмотрения дела, представил в суд просьбу о рассмотрении дела в его отсутствие, оснований для отклонения указанного ходатайства административным законодательством РФ не предусмотрено.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной миграционной службы России по КБР Журтов М.Х., полагая, что действия Фам М.К. правильно квалифицированы по части 1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а вину его в совершении указанного административного правонарушения доказанной, учитывая действительное наличие у Фам М.К. авиабилета на самолет до Ханоя, вопрос об исключении дополнительного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации оставил на усмотрение суда.
Выслушав представителя Управления Федеральной миграционной службы России по КБР Журтова М.Х. исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела, соответствие выводов по делу фактическим обстоятельствам и доказательствам прихожу к следующему.
Статья 2.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Особые правила действуют лишь в отношении лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами, наличие которых у гражданина Республики Вьетнам Фам М.К. по делу не установлено.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В частности таким специальным актом является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), часть 2 статьи 5 которого устанавливает, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Согласно части 1 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт совершения Фам М.К. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении (л.д. 2), определением о передаче материалов по подведомственности (л.д.3), ксерокопиями паспорта, виз на въезд на территорию Российской Федерации (л.д. 4-6), объяснениями Фам М.К. в протоколе об административном правонарушении (л.д.2) и иными собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, действия Фам М.К. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Фам М.К. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса.
В жалобе Фам М.К., не оспаривая факта совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылается на то, что применение к нему такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и не вызвано необходимостью, поскольку он располагает авиабилетом на самолет до Ханоя и желает самостоятельно покинуть Российскую Федерацию.
Санкция части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Мотивы, свидетельствующие о действительной необходимости назначения Фам М.К. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации, судьей в постановлении не приведены.
Кроме того, из представленных документов следует, что у Фам М.К. имеется авиабилет на 26 июля 2012 года на рейс NVN-194 Москва - Ханой, приобретенный 05 июля 2012 года. Штраф в размере 2000 рублей им оплачен (л.д. 16-18).
При этих обстоятельствах применение к нему дополнительного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, исполнение которого требует определенного времени и существенных финансовых затрат за счет Российской Федерации, не отвечает требованиям предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку назначение дополнительного наказания в данном случае не является единственно возможным способом достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Частью 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения данного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенных обстоятельств постановление судьи Чегемского районного суда КБР от 20 июля 2012 года, вынесенное в отношении Фам М.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Фам М.К. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Чегемского районного суда КБР от 20 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Вьетнам Фам М.К. изменить путем исключения из него указания на назначение Фам М.К. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части судебное постановление оставить без изменения.
Судья Бабугоева Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.