Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Дубовцевой А.Н.
судей Карасовой Н.Х., Гречкина О.А.,
при секретаре судебного заседания Тамбиеве А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуры в интересах Каитова И.Ш. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерству финансов КЧР о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда КЧР от 09 июля 2012 года, которым исковые требования удовлетворены в части.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Карасовой Н.Х., объяснения прокурора Мурадовой А.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуры КЧР обратился в суд в защиту прав и законных интересов Каитовой И.Ш. с вышеназванным иском. В обоснование заявленных требований указал, что Каитова И.Ш. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в силу норм Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятых в соответствии с ним региональных правовых норм Карачаево-Черкесской Республики. Просил суд: обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести в установленном законом порядке на территории Усть-Джегутинского муниципального района за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном районе; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для нее и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с ней договор социального найма без ограничения сроком и передать Каитовой И.Ш. в постоянное пользование; обязать Министерство финансов КЧР выделить соответствующие денежные средства согласно заявки Министерства образования КЧР из бюджета КЧР на приобретение жилого помещения для Каитовой И.Ш.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор и Каитова И.Ш. поддержали иск, просили удовлетворить.
Представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР -Боташева М.И. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представители Министерства имущественных и земельных отношений КЧР и Министерства финансов КЧР в судебное заседание не явились, при этом Министерство финансов КЧР направило письменный отзыв на исковые требования с просьбой об отказе в их удовлетворении и рассмотрении дела без участия представителя, Министерство имущественных и земельных отношений КЧР представило заявление о возражении против удовлетворения исковых требований и рассмотрении дела без участия представителя.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 09 июля 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены в части. Судом постановлено: обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Каитовой И.Ш. в Усть-Джегутинском муниципальном районе КЧР за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее норм предоставления, установленных нормами муниципального образования; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Каитовой И.Ш. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Каитовой И.Ш. договор социального найма без ограничения сроком и передать ей это помещение в постоянное пользование.
В части исковых требований об обязании Министерства финансов КЧР выделить соответствующие денежные средства согласно заявки Министерства образования КЧР из бюджета КЧР на приобретение жилого помещения для Каитовой И.Ш. - отказано.
В апелляционной жалобе Министерства образования и науки КЧР ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что оно не соответствует обстоятельствам дела, вынесено с существенными нарушениями норм материального права. В частности, ответчик ссылается на то, что принятым решением нарушаются права других лиц, таких же, как Каитова И.Ш., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения и которые также, как и Каитова И.Ш., имеют право на получение жилья вне очереди.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные представители Министерства образования и науки КЧР, Министерства имущественных и земельных отношений КЧР, Министерства финансов КЧР и истица Каитова И.Ш. - не явились.
Дело в соответствии с требованиями ст.ст.167, 327 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Прокурор Мурадова А.М. полагала решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось ответчиками, что Каитова И.Ш., 22 апреля 1989 года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Каитовой И.Ш. - Алчакова Г.К. умерла "дата", отец - Каитов Ш.Р. - убит "данные изъяты" года в г.Черкесске (л.д.77, 79).
Таким образом, Каитова И.Ш. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. По этой причине опекуном над Каитовой И.Ш., постановлением главы администрации Усть-Джегутинского района КЧР N88 от 28.11.1996 года была назначена ее бабушка - Алчакова Е.А.(л.д.14).
Приказом Министра образования и науки КЧР N... от "дата" истица была принята на учет для обеспечения жилым помещением (л.д. 41).
Как следует из материалов дела Каитова И.Ш. относится к категории малоимущих граждан (л.д.17), проживала совместно с опекуном, какого-либо жилья, в том числе закрепленного за ней, не имелось и не имеется (л.д.15-16,18,19,80) и она и нуждается в жилом помещении.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в результате чего пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ в Карачаево-Черкесской республике принят Закон КЧР N 83-РЗ от 16.12.2008 года "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике" (далее - Закон КЧР N83-РЗ).
Согласно ст.1 Закона КЧР N83-РЗ на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений; путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.
В силу ст.2 Закона КЧР N83-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий:
- местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики;
- Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии со ст.3 Закона КЧР N 83-РЗ принятие на учет детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования.
Согласно ч.1 ст.3.1 указанного Закона жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утвержденного решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики (ч. 2 ст. 3.1 Закона КЧР N 83-РЗ).
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось в судебном заседании ответчиками, что Каитова И.Ш. в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения, местом ее устройства на воспитание под опеку на основании решения органов опеки и попечительства Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики является Усть-Джегутинский муниципальный район КЧР, а равно Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лица, у которого Каитова И.Ш., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, находилась на воспитании под опекой на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.
Каитова И.Ш. до настоящего времени не имеет жилья и нуждается в жилом помещении, в связи с чем, была поставлена и состоит на учете для обеспечения жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения.
Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Каитова И.Ш. имеет право на обеспечение уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики вне очереди жилой площадью на территории Усть-Джегутинского муниципального района КЧР не ниже установленных социальных норм.
Эти выводы суда основаны на законе и оснований для признания их неправильными не имеется.
Обжалуя вынесенное судом решение, ответчик не оспаривает право Каитовой И.Ш. на получение жилья в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, а также то, что она принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Податель жалобы ссылается лишь на то, что удовлетворением требований о предоставлении Каитовой И.Ш. жилья вне очереди нарушаются права других лиц, таких же, как Каитова И.Ш., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения и которые также, как Каитова И.Ш. имеют право вне очереди получить жилье.
Данные доводы являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене судебного решения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
В ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, как уже указывалось выше, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жильем по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, включая учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди.
Указанные нормы закона не ставят право граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников и способа формирования этого списка. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Поэтому право граждан на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты рождения этих лиц и времени принятия их на учет.
Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, ссылки апелляционной жалобы на ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку отсутствуют предусмотренные указанной нормой основания для признания действий Каитовой И.Ш., связанных с обращением за защитой нарушенного права на предоставление жилья вне очереди, злоупотреблением правом.
Как уже отмечалось ранее, ответчик принял Каитову И.Ш. на учет как относящуюся к категории лиц, предусмотренных специальным законодательством в отношении детей сирот, признав ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением; право Каитовой И.Ш. на получение жилья в Усть-Джегутинском муниципальном районе в соответствии с указанными правовыми актами, а также то, что она принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения, равно как и сам факт нуждаемости в жилом помещении, в судебном заседании не оспаривал.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные истицей требования.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены принятого по делу судебного постановления. Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст.330 ГПК РФ повлечь отмену судебного решения, по доводам жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда КЧР от 09 июля 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуры в интересах Каитова И.Ш. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерству финансов КЧР о предоставлении жилого помещения - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.