Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Матакаевой С.К.,
судей Гречкина О.А., Дзыба З.И.,
при секретаре судебного заседания Салпагарове У.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства образования и науки КЧР на решение Черкесского городского суда от 19 июля 2012 года, по исковому заявлению прокурора г. Карачаевска в интересах Казымова Г.М-о. к Министерству образования и науки КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения, которым требования были удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Матакаевой С.К., объяснения прокурора Мурадовой А.Ю., представителя Министерства образования и науки КЧР Боташевой М.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Карачаевска обратился в суд в интересах Казымова Г.М-о. с исковым заявлением к Министерству образования и науки КЧР и Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Казымов Г.М-о., "дата" года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в силу норм Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятых в соответствии с ним региональных правовых норм Карачаево-Черкесской Республики. Постановлением и.о. мэра Карачаевского городского муниципального образования от 21 марта 2007 года N... опекуном Казымова Г.М-о. был назначен "Д.Т."., у которого он проживал до призыва на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации. После окончания службы и по настоящее время проживает у своей тети. Казымову Г.М-о. жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели ему также не выделялись. Какого-либо жилья за Казымовым Г.М-о. не зарегистрировано.
В связи с этим прокурор г. Карачаевска просил суд обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести во внеочередном порядке для Казымова Г.М-о. в городе Карачаевске за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных в Карачаевском городском округе; обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР, на приобретенное для Казымова Г.М-о. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение, заключить с Казымовым Г.М-о. договор социального найма без ограничения сроком и передать его в постоянное пользование Казымову Г.М-о.
В судебное заседание прокурор не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР Боташева М.И. и представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Харатокова М.Х. иск не признали, просили в его удовлетворении отказать.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 19 июля 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки КЧР ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела; решение суда вынесено с существенным нарушением норм материального права, регламентирующих вопросы внеочередного предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей. В частности, представитель ответчика ссылается на то, что удовлетворение исковых требований о предоставлении Казымову Г.М-о. жилья вне очереди, нарушает права других лиц, таких же, как Казымов Г.М-о., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Казымов Г.М-о. имеют право на получение жилья вне очереди.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось ответчиками, что Казымов Г.М-о., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Отец Казымова Г.М-о. - "К.".-о. решением Карачаевского городского суда от "дата" был "данные изъяты", мать Казымова Г.М-о. - "Л.". умерла "дата" (свидетельство о смерти 1-ЯЗ N... от "дата").
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в результате чего пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно части 1 и части 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ в Карачаево-Черкесской республике принят Закон КЧР N 83-РЗ от 16 декабря 2008 года "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике" (далее - Закон КЧР N 83-РЗ).
Согласно статьи 1 Закона КЧР N 83-РЗ на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений; путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.
В силу статьи 2 Закона КЧР N83-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий:
- местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации; - учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики;
- Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии со статьей 3 Закона КЧР N 83-РЗ принятие на учет детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования.
Согласно части 1 статьи 3.1 указанного Закона жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утвержденного решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики (часть 2 статьи 3.1 Закона КЧР N 83-РЗ).
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось в судебном заседании ответчиками, что Казымов Г.М-о. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения, местом регистрации его рождения и местом его устройства на воспитание под опеку на основании решения органов опеки и попечительства Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики является г. Карачаевск, Карачаевского района КЧР, а равно Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лица, у которого Казымов Г.М-о., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, находился на воспитании под опекой на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.
Казымов Г.М-о. до настоящего времени проживает и зарегистрирован в г. Карачаевске, "адрес" не имеет жилья и нуждается в жилом помещении, в связи с чем, был поставлен и состоит на учете для обеспечения жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения. Каких-либо доказательств, подтверждающих обеспеченность истца жилой площадью, ответчиками суду представлено не было.
Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Казымов Г.М-о. имеет право на обеспечение уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики вне очереди жилой площадью на территории Карачаевского городского округа не ниже установленных социальных норм.
Эти выводы суда основаны на законе и оснований для признания их неправильными не имеется.
Обжалуя вынесенное судом решение, представитель ответчика не оспаривает право Казымова Г.М-о. на получение жилья в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, а также того, что он принят на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесен в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Ссылается лишь на то, что удовлетворением требований о предоставлении Казымову Г.М-о. жилья вне очереди, нарушаются права других лиц, таких же, как Казымов Г.М-о., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Казымов Г.М-о., имеют право вне очереди получить жилье.
Данные доводы являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене судебного решения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
В части 2 статьи 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, как уже указывалось выше, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жильем по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, включая учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди.
Указанные нормы закона не ставят право граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников и способа формирования этого списка. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Поэтому право граждан на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты рождения этих лиц и времени принятия их на учет.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
При таких обстоятельствах Казымов Г.М-о., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, ссылки кассационной жалобы на статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку отсутствуют предусмотренные указанной нормой основания для признания действий Казымова Г.М-о., а равно - действий прокурора, связанных с обращением за защитой нарушенного права на предоставление жилья вне очереди, злоупотреблением правом.
Как уже отмечалось ранее, ответчик принял Казымова Г.М-о. на учет, как относящегося к категории лиц, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом КЧР N 83-РЗ от 16.12.2008 "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике", признав его нуждающимся в обеспечении жилым помещением; право Казымова Г.М-о. на получение жилья на территории Карачаевского городского округа в соответствии с указанными правовыми актами, а также того, что он принят на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесен в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения, как и сам факт нуждаемости в жилом помещении, в судебном заседании не оспаривал.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены принятого по делу судебного постановления и судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда КЧР от 19 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.