Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Августиной И.Д.
судей Устаевой Н.Х. и Абдуллаева М.К.
при секретаре Ханмурзаеве И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика по делу МВД по Республике Дагестан на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 10 июля 2012 года, которым постановлено:
"Иск Гамзатова Р.К. к МВД по РД удовлетворить.
Признать отказ МВД по Республике Дагестан от "дата" N включить в выслугу лет периоды его работы с 10 мая 1986 года на должностях по финансово-экономическим специальностям общей продолжительностью 10 лет 3 месяца 7 дней незаконным.
Обязать МВД по Республике Дагестан включить периоды его работы с 10 мая 1986 года по 17августа 1996 года на должностях по финансово-экономическим специальностям общей продолжительностью 10 лет 3 месяца 7 дней в расчёт выслуги лет для назначения ему пенсии по линии МВД РФ.
Обязать МВД по Республике Дагестан произвести перерасчёт его пенсии с выплатой ему единовременного пособия и установить процентную надбавку за выслугу лет для назначения пенсии из выслуги лет определённого с учётом периодов его работы на должностях по финансово-экономическим специальностям".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения представителя МВД по РД по доверенности, просившего решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, возражения адвоката Абдуллаева А.С. в интересах истца по делу, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гамзатов Р.К обратился в суд с иском к МВД по РД и просил признать отказ МВД по Республике Дагестан от "дата" N включить в выслугу лет периоды его работы с 10 мая 1986 года на должностях по финансово-экономическим специальностям общей продолжительностью 10 лет 3 месяца 7 дней незаконным, возложить на МВД по Республике Дагестан обязанность включить периоды его работы с 10 мая 1986 года на должностях по финансово-экономическим специальностям общей продолжительностью 10 лет 3 месяца 7 дней в расчёт выслуги лет для назначения ему пенсии по линии МВД РФ, обязать МВД по Республике Дагестан произвести перерасчёт его пенсии с выплатой ему единовременного пособия и установить процентную надбавку за выслугу лет для назначения пенсии из выслуги лет, определённого с учётом периодов его работы на должностях по финансово-экономическим специальностям.
Требования мотивированы тем, что он проходил службу в органах налоговой полиции с 01 октября 1996 года (приказ УФСНП РД N "." от 01 октября 1996 года) по 30 июня 2003 года (приказ УФСНП РД N "." от "дата"), уволен по п. "Е" ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации (по сокращению штатов при ликвидации органа налоговой полиции).
Приказом МВД по РД N "." от "дата" он принят на службу оперуполномоченным МРОРО ОРЧ- "." по Буйнакской зоне по налоговым преступлениям при МВД по Республике Дагестан с 01 июля 2003 года и уволен в связи с достижением предельного возраста 25 ноября 2011 года в соответствии с приказом МВД по Республике Дагестан N N по п. "Б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижении предельного возраста).
В последующем он узнал, что его стаж работы по финансово-экономической специальности в должности старшего экономиста колхоза им. Чапаева Буйнакского района Республики Дагестан с 10 мая 1986 года по 17 марта 1989 года;
- в должности главного экономиста колхоза им. Чапаева Буйнакского района Республики Дагестан с 18 марта 1989 года по 17 августа 1996 года при исчислении общего стажа работы при увольнении из органов налоговой полиции ему не был засчитан, в связи с чем нарушаются его права на получение установленного размера пенсионного обеспечения.
Общий стаж работы на должностях по финансово-экономическим специальностям составляет 10 лет 3 месяца 7 дней.
Не включение в выслугу лет для назначения пенсии стажа работы на должностях по финансово-экономическим специальностям считает неправомерным.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и в иске отказать, пояснив, что доводы истца о том, что действовал дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции предусмотренный ч. 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации (утвержденное Постановлением ВС РФ от 20 мая 1993 N 4991 -1) необоснованные.
Представитель ответчика считает, что согласно указанной статье "Лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы".
Ч. 3 ст. 50 Положения прямо не предусматривает включение в выслугу лет для назначения пенсии времени работы по экономической должности и по своей сути, является отсылочной, поскольку указывает на предусмотренный законодательством порядок для включения того или иного периода работы в выслугу лет для сотрудников Государственной налоговой службы РФ. Такой порядок установлен Постановления от 22 сентября 1993 г. N 941, которым возможность включения спорного периода в выслугу лет для назначения пенсии Гамзатову Р.К. не предусмотрена, данные периоды подлежат включению только в трудовой стаж.
Периоды работы в другой службе самовольно подсчитывать и вносить изменения в приказы УФСНП МВД по Республике Дагестан не имеет правовых оснований, т.е. периоды работы Гамзатова Р.К. в УФСНП подсчитаны, указаны в трудовой книжке и установлено приказом данной организации, в котором он проходил службу.
После увольнения истец вышеуказанный приказ УФСНП, в котором указаны периоды его службы, не обжаловал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что приказом МВД по Республике Дагестан N от "дата" истцу был определён стаж по выслуге 08 лет 03 месяца 06 дней, "дата" приказом N МВД по Республике Дагестан стаж по выслуге лет определили уже 11 лет 06 месяца 25 дней, а затем приказом МВД по Республике Дагестан N от "дата" по состоянию на "дата" оспариваемый стаж работы включили в общий стаж, дающий право на установление процентной надбавки по выслуге лет и стаж за выслугу лет составил 21 год 10 месяцев 01 дней.
В течение всего периода службы в МВД по Республике Дагестан истец получал процентную надбавку за выслугу лет с учётом периодов его работы на должностях по финансово- экономическим специальностям общей продолжительностью 10 лет 3 месяца 7 дней.
Однако, при выдаче денежного аттестата в связи с увольнением на пенсию, в денежном аттестате N указали приказ N МВД по Республике Дагестан от "дата" и не учли периоды его работы на должностях по финансово-экономическим специальностям. - в должности старшего экономиста колхоза им. Чапаева Буйнакского района Республики Дагестан с 10 мая 1986 года по 17 марта 1989 года;
- в должности главного экономиста колхоза им. Чапаева Буйнакского района Республики Дагестан с 18 марта 1989 года по 17 августа 1996 года.
В ответе от "дата" г. N "." указано, что во включении в выслугу лет, дающую право на пенсию, периодов работы истца по экономическим специальностям и работы в органах налоговой инспекции ему было отказано (л.д. 21).
Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г., выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчитывается указанным лицам в выслугу лет федеральных органов налоговой полиции.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года.
В силу статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
Из материалов дела усматривается, что в органы налоговой полиции Гамзатов Р.К. был принят с присвоением специального звания "старший лейтенант налоговой полиции" (приказ ФСНП РФ N от "дата") на должность специалиста второй категории. Ко времени увольнения из органов налоговой полиции он состоял на должности оперуполномоченного по особо важным делам со специальным званием "майор налоговой полиции" (приказ ФСНП РФ N от "дата").
На момент исключения Гамзатова Р.К. из списков личного состава органов налоговой полиции и принятии на службу в МВД по Республике Дагестан, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.
В части 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции Федерального закона от 30 июня 2002 года), законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, нормЗакона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толковании указанных правовых норм не может рассматриваться иначе, как нарушение законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что требования Гамзатова Р.К. о включении в выслугу лет для назначения пенсии стажа работы на предприятиях, учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, а также в качестве работника налоговой службы, имеющей классный чин, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что период службы истца в ФСНП был включен в процентную надбавку, но не в выслугу лет для назначения пенсии не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку противоречат приведенным нормам закона.
Кроме того, из послужного списка Гамзатова Р.К. усматривается, что при его увольнении из органов налоговой полиции ему трижды подсчитывался стаж выслуги для процентной надбавки и по последней записи такой стаж равен 21 г, 10 мес.1 д., то есть ему была определена выслуга лет для назначения процентной надбавки на 1 июля 2003 г., с учетом всех спорных периодов работы на экономических должностях (л.д.30).
Отметок об ином подсчете стажа, в том числе иной продолжительности стажа для назначения пенсии, в нем не имеется.
При этом, как Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу, в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих срочной службы или контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и их семьям в РФ", так и статьей 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", предусмотрено, что выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел в полном объеме и пересчету не подлежит.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 10 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Д.Августина
Судьи: Н.Х. Устаева
М.К.Абдуллаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.